Война на Донбассе - оккупация. Что следует знать о начале реинтеграции Донбасса и оценках экспертов

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Война на Донбассе - оккупация. Что следует знать о начале реинтеграции Донбасса и оценках экспертов

Reuters

На четвертый год после начала агрессии Украина определилась со сроками и действиями.

Верховная Рада Украины на этой неделе определила статус захваченных Россией и сепаратистами отдельных районов Донецкой и Луганской областей.

Депутаты определили Россию государством-агрессором, а проведение антитеррористической операции войной.

Как отмечается в сюжете ТСН.Тиждень, в результате трехдневного рассмотрения закон приняли почти конституционным большинством. Несмотря на найденные компромиссы между различными политическими соперниками, он оставляет по себе много вопросов и рисков. Закон не прекратит боевых действий уже завтра. Впрочем, он устанавливает принципиальные положения:

- Российская федерация прямо названа государством-агрессором, а отдельные районы Донетчины и Луганщины – оккупированными;

- Временная оккупация территорий Донбасса является нелегитимной и не создает территориальных прав РФ;

- Юридические акты, которые выдают оккупационные администрации РФ, являются недействительными и не создают правовых последствий;

- Украина не несет ответственности за противоправные действия России на оккупированной территории;

- Все силовые формирования в зоне АТО подчиняются Объединенному оперативному штабу Вооруженных сил Украины.

Собственно, последний пункт вызвал больше всего споров. Формально, Объединенный штаб возглавит военный начальник, а не президент. Критики упрекают, что таким образом Петр Порошенко хочет разделить ответственность за дальнейшие вооруженные действия.

"Нет других логических шагов, которые требует от президента конституция и закон об обороне, то есть объявление военного положения, создание ставки верховного главнокомандующего для того, чтобы задействовать все имеющиеся экономические, политические, социальные и другие инструменты для того, чтобы давать вооруженный отпор этой агрессии", - считает юрист, дипломат Александр Хара.

Однако, парламент своим решением предоставил силовикам, а, считай президенту, широкие полномочия, которые позволяют применять внутри страны Вооруженные силы без введения военного положения. Очевидно, будет построена четкая вертикаль силового управления на Донбассе, что должно укрепить позиции президента.

"Эта правка наиболее противоречивая, фактически мы нарушили этим Конституцию. Я думаю, что и советники президента, и Администрация президента должны понимать: в будущем это может быть основанием для рассмотрения в уголовном и конституционном производствах", - добавил нардеп Мустафа Найем.

Противоречивые результаты: как повлияет закон о деоккупации на переселенцев и ситуацию в зоне АТО

Противоречивые результаты: как повлияет закон о деоккупации на переселенцев и ситуацию в зоне АТО

"Как раз полномочия ему дали для того, чтобы время принятия решений сокращалось, чтобы мы могли моментально отвечать на те вызовы, которые появляются в ту же секунду", - убежден народный депутат Юрий Береза.

Другая претензия к закону – отсутствие в тексте четкой даты начала агрессии на Донбассе. Авторы настаивают, что агрессия началась против Украины в целом и поэтому ее дата – это начало оккупации Крыма 20 февраля 2014 года. Среди плюсов нового закона – поручение правительства создать межведомственную комиссию, которая бы собрала воедино информацию о человеческих и материальных потерях Украины от российской агрессии. Вынужденные переселенцы получили право бесплатно обращаться в суд относительно причиненного им вреда. План в том, чтобы потом эту консолидированную претензию Украина подала в международные организации и суды для возмещения.

"Во-первых, это акт самоуважения. Акт - формулировка того, какой ущерб понесла Украина. Это акт, на основании которого... не удовлетворять материальные претензии России в других сферах и в других ситуациях. Это акт, который четко покажет, что... это не внутренний конфликт, а международный конфликт. Этот документ должен быть распространен в ООН как официальный документ Генеральной ассамблеи", - сообщил судья Международного уголовного трибунала по бывшей Югославии Владимир Василенко.

Для международных партнеров Украины новый закон не стал неожиданностью. Сборная реакция Запада звучит примерно так, как и от немецкого правительства, которое пообещало проверить закон на соответствие Минским договоренностям. В Киеве настаивают, что не противоречит.

В Москве по этому поводу Путин даже созвал Совет нацбезопасности, где объявили, что это - разрыв Минских договоренностей. Может ли Россия воспользоваться этим голосованием, чтобы обострить ситуацию на фронте? Предсказать действия Кремля невозможно. К тому же сейчас полностью готового документа со всеми правками никто не видел, а Оппозиционный блок ухватился за возможность заблокировать подписание документа на две недели. Этот протест теперь должен получить специальное рассмотрение в сессионном зале, а до тех пор подписать его спикер парламента не имеет права. Поэтому следует ждать детали, которые есть в документе.

Сергей Швец

Следующая публикация