Выборы президента-2019. Как будут работать штабы и сколько стоит организация кампании

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Кандидаты оттягивают на последний период объявление о своем участии в предвыборной кампании.

В этом году граждане Украины будут избирать в конце марта президента, а в конце октября - новый состав парламента. Как говорится в сюжете ТСН.Тиждень, президентский марафон уже стартовал, но официально зарегистрировались только пять кандидатов: Игорь Шевченко, Сергей Каплин, Валентин Наливайченко, Андрей Садовый, Виталий Скоцик. Сейчас рассматривают документы Анатолия Гриценко, Виталия Куприя и Евгения Мураева. У них также вряд ли будут какие-то проблемы с регистрацией.

Остальные потенциальные кандидаты держат паузу. Кто хочет подать документы в символический день, например 22 января, в праздник Соборности, кто хитро не нарушает интриги вокруг своей персоны. Впрочем, избирательную кампанию ведут все без исключения, а большинство просто затягивает с регистрацией, включительно с действующим президентом. В этом есть немалый смысл, поскольку использовать избирательные миллиона до официальной регистрации можно без всяких ограничений.

"Если ты регистрируешься не 31 декабря, а в начале февраля – ты получаешь целый месяц для того, чтобы проводить полноценную агитационную кампанию и ни перед кем не отчитываться ни за происхождение денег, ни перед кем не отчитываться за расходы средств... К большому сожалению, законодательство позволяет это делать. Я убежден, что политики, особенно претенденты на высшую должность в государстве, не должны искать способов, как обойти закон. Они должны демонстрировать избирателям, как нужно соблюдать закон", - считает генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель.

Бюджеты кампании каждого кандидата традиционно для Украины – белый, то есть официальный, и черный, то есть нелегальный. По данным Комитета избирателей, черный может составлять более двух третей общей суммы расходов. Мало того, есть статьи расходов, которые стопроцентно прячут в тени. Схема общих расходов такова: больше всего на телерекламу, на сеть агитаторов, работу собственных пропагандистских штабов, членов избирательных комиссий и наблюдателей, наружную рекламу и контрпропаганду против конкурентов.

Достаточно взглянуть на манипуляции относительно Анатолия Гриценко или Владимира Зеленского. "Гриценко стали системно травить и поливать грязью где-то от весны, с мая точно, поливали все лето и закончилось это только когда выдвинулся Садовый и стало понятно, что Гриценко практически не имеет шансов подвинуть Порошенко в конкуренции за второй тур выборов. Странное стечение обстоятельств, не так ли? Теперь такая же штука идет против Владимира Зеленского. Это очень ценные штуки... Там точно речь идет о сотнях тысячах, если не несколько миллионов долларов", - говорит политический консультант Николай Потураев.

Работа собственных штабов стоит по-разному, кому-то они не нужны, скажем, техническим кандидатам, кт-то уже давно создал целую сеть местных ячеек. В большой степени это теневые схемы, когда коллективы делятся по военному принципу на группы, которыми командуют десятники, сотники, тысячники. Традиционно, они начинают работать с целевой аудиторией избирателей за несколько месяцев до голосования: кому-то дарят продуктовый набор, кому открытку, кому-то выкрашенный забор – все оформляют как благотворительность, которая, фактически, является подкупом избирателей.

"В украинских реалиях вся предвыборная благотворительность воспринимается избирателем не как подкуп, а как просто уже норма, как обязательная работа для кандидатов. И к примеру на местных выборах я не представляю политика, который бы не красил, не убирал, не помогал, не занимался озеленением. У нас даже партии превратились в разновидность советских ЖЭКов – они занимаются благоустройством вместо того, чтобы предлагать альтернативу", - комментирует Алексей Кошель.

Нет случаев, когда бы избиратели выходили на акции протеста против их подкупа. Вывод неприятный - общество, в общем, предвыборный подкуп устраивает. Чему же тогда удивляться результатам правления того или иного политика? Так или иначе, даже подкуп сегодня можно оформить вполне законно и прилично – через наем на работу и выплату так называемой зарплаты. Таким образом, кандидат получает благосклонность не только сотрудника, но и членов его семьи, то есть умножаем на четыре количество почти купленных голосов.

"Только один штаб кандидата может оплатить работу около 60 тысяч только наблюдателей. Плюс реально существуют доплаты членам избирательных комиссий, плюс реально существуют доплаты председателям избирательных комиссий и не забываем, что кандидаты-важковики, они традиционно будут иметь технических кандидатов и будут доплачивать членам избирательных комиссий от технических кандидатов... Умножаем эту сумму на два тура", - добавил Кошель.

Часть кандидатов обойдется малыми затратами. Если цель просто запомниться – то хватит и теледебатов, что государство предоставляет за свой счет. Даже, если бесперспективный кандидат – твое имя будут вспоминать и писать чаще, чем раньше. Большинство укладывается в президентскую кампанию лишь частично, претендуя, в первую очередь на победу в парламентских выборах, тогда будут тратиться основные деньги. Кандидаты-тяжеловесы теперь же отдаются гонкам на полную.

"Цифры действительно должны составлять от 100 миллионов долларов, а более реалистично, мне кажется, говорить о 150 миллионах", - сказал Потураев.

Это, конечно же, не рекордные полмиллиарда Дональда Трампа или почти миллиард Хиллари Клинтон на выборах несколько лет назад. Впрочем, для небогатой Украины и 150 миллионов долларов – бешеные деньги. Откуда они – это вопрос преимущественно не интересует даже фискальную службу, потому что детальный анализ финансовых отчетов возможен, фактически, уже после инаугурации нового президента. Будет ли кто-то во власти обращать внимание на его возможные нарушения на выборах – вопрос риторический. Поэтому и избирателей интересует не происхождение их гонораров, или российское, уголовное, а лишь их размер. Сколько успел урвать на кампании –твое. Специалисты рассказывают, что около половины всех расходов на выборах неэффективны, простыми словами, банально разворовываются.

Сергей Швец

Видео Избирательный прайс: сколько стоит организация кампании

Президентский марафон уже стартовал, но официально зарегистрировались пока только 5 кандидатов. И не из тех, кому отдают самые цифры социологи. Пока главные конкуренты еще раскачиваются, журналист ТСН.Тижня присмотрелся к схемам и денег.

Избирательный прайс: сколько стоит организация кампании

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции