Авиакатастрофа в Иране: какие есть доказательства и противоречия в версии о сбитии самолета ракетой - Deutsche Welle

Канада, США и Великобритания заявили о том, что имеют доказательства сбития украинского самолета в Иране ракетами иранской системы противовоздушной обороны. Какие аргументы свидетельствуют в пользу этой версии, а какие ей противоречат?

Версия о сбитии лайнера "Международных авиалиний Украины" иранскими силами ПВО появилась почти сразу после авиакатастрофы, которая случилась рано утром 8 января вблизи Тегерана. Ведь падение самолета произошло буквально через несколько часов после того, как Иран нанес ракетные удары по военным базам США в Ираке. Однако сначала эксперты скептически оценивали ее.

9 января премьер-министр Канады Джастин Трюдо заявил о наличии доказательств, которые указывают на сбивание лайнера ракетой. Как сообщили американские СМИ, США зафиксировали сигнал иранского радара и две вспышки от запуска ракет.

DW собрала показания и мнения экспертов, которые свидетельствуют в пользу версии о сбитии самолета ракетой, также те, что скорее ей противоречат.

Что указывает на сбитие самолета ракетой?

Американская газета The New York Times и международная группа расследователей Bellingcat опубликовали видео, на котором видно движение объекта в небе и взрыв. Журналисты верифицировали это видео и утверждают, что оно было снято в тегеранском пригороде Паранд и на нем, вероятно, видно сбитие украинского самолета ракетой.

"Похоже, что мы видим ракету и, потенциально, объект, возможно, самолет, летящий рядом. Этот взрыв совпадает с траекторией полета украинского самолета", - сказал в беседе с DW старший расследователь Bellingcat Ник Уотерс.

В интернете курсируют и фотографии частей ракеты российского производства, якобы сделанные на месте падения самолета. Но они, по словам Уотерса, так и остаются неверифицированными.

Почему технический дефект самолета маловероятен?

Падение самолета произошло после того, как он набрал высоту 2400 метров и достиг скорости 500 километров в час. До этого полет, согласно техническим данным, происходил нормально - самолет постепенно набирал высоту и скорость, а на технические проблемы ничего не указывало. Об этом свидетельствуют данные ADS-B транспондера самолета, которые отправляются автоматически. Их принимают не только службы безопасности и другие самолеты, но и ресурсы трекинга полетов вроде Flightradar24.

Однако в какой-то момент транспондер перестал передавать сигнал, и самолет исчез с радаров. Примечательно, что экипаж не послал просьбу о помощи по рации, по крайней мере, по официальным данным иранской стороны. Возникает впечатление, что электричество на борту исчезло внезапно, сказал в беседе с DW редактор немецкого специализированного издания Flugrevue Себастьян Штайнке. "Обычно даже при наличии значительных технических проблем пилоты имеют небольшой промежуток времени, чтобы отправить короткое радиосообщение", - отмечает эксперт.

На это указывает и профессор Института аэронавтики и астронавтики Берлинского технического университета Андреас Барденгаген. По его словам, взрывы двигателей порой случаются. При этом фрагменты турбины могут попасть в корпус или крыло самолета. Однако самолеты сконструированы таким образом, что энергообеспечение и гидравлика и дальше функционируют. "Маловероятно, чтобы все вышло из строя одновременно", - отмечает эксперт. Очень странно и то, чтобы двигатель вышел из строя в столь нового самолета, говорит он. Такое если и случается, то в случае более старых моделей, добавляет Барденгаген.

Boeing 737-800 МАУ был 2016 года выпуска, и на технические дефекты ничего не указывало. Как сообщает немецкое издание Der Spiegel, современные лайнеры могут лететь даже несколько часов только с одной турбиной. А огонь на борту или в одном из двигателей распространяется не столь быстро, чтобы самолет упал в течение нескольких минут.

По мнению пилота и главного редактора портала Aerobuzz Фолькера Томалли, также очень странно, что иранские и украинские официальные лица уже через несколько часов после падения самолета указали причиной техническую неисправность.

Напомним, посольство Украины в Иране утром 8 января сообщил на своем сайте, что, по предварительной информации, самолет разбился вследствие аварии двигателя. Несколько позже в этот же день сообщение на сайте посольства было изменено, информацию о предыдущей вероятную причину катастрофы убрали.

По мнению Томалли, характер повреждения обломков и их распространение на поверхности также не исключает сбивание самолета.

Что указывает на технический дефект, как возможную причину аварии?

В то же время некоторые повреждения, видимые на обломках самолета, могли возникнуть и вследствие технического дефекта. Так, характер повреждений корпуса указывает на то, что они могли возникнуть вследствие взрыва мотора, считает редактор отдела науки Bayerischer Rundfunk Франк Боймер, слова которого приводит сайт первого канала немецкого телевидения ARD. Похожие повреждения содержатся и на крыле самолета.

По словам эксперта, Boeing уже имел подобные проблемы с двигателем во время полета из Нью-Йорка в Даллас в 2018 году. Такие повреждения могут возникнуть не только в результате взрыва двигателя, но и вследствие удара судна о землю, отмечается на сайте ARD.

Управление гражданской авиации Ирана назвало версию о сбитии пассажирского самолета "абсурдной с научной точки зрения" и отвергло обвинения как "нелогичные". "Предположение, что в лайнер попала ракета иранской системы противовоздушной обороны, абсолютно безосновательное, ведь в то самое время, когда произошло падение, в иранском воздушном пространстве находились и другие самолеты", - заявил глава ведомства Али Абедзаде.

Фатальная ошибка?

Западные лидеры, говоря о возможном сбитии Ираном украинского самолета, добавляли, что это могло произойти нечаянно. Такого мнения придерживается и военный эксперт Немецкого общества внешней политики Кристиан Меллинг. "Иран должен был считаться с возможным воздушным ударом в ответ и через это, вероятно, активировал свои зенитные батареи", - сказал эксперт в эфире телеканала ARD. В условиях такой военной ситуации и одновременного наличия гражданской авиации могло быть трудно отличить, какой объект воспринимать как цель, а какой нет, добавляет он.

"Западные радарные системы, возможно, позволили бы такого избежать. Однако мы не знаем, в состоянии ли радарная система здесь (в Иране. - Ред.) отличить гражданский и военный самолеты", - отметил эксперт.

Случаи сбития пассажирских самолетов случались и раньше. Это сбития пассажирского лайнера MH17 над Донбассом в июле 2014 года или сбития иранского Airbus с 290 гражданскими лицами на борту, который пролетал над Персидским заливом, ракетным крейсером США в 1988 году - так же в период военного обострения в регионе. О самых громких в истории мировой авиации случаи, когда пассажирские самолеты падали вследствие применения оружия - материале ТСН.uа.

авіакатастрофа в Ірані, інфографіка
ТСН.ua

Выбор редакции