Местные жители почти не говорят о боевых действиях.
25 сентября Иракский Курдистан проводит референдум о независимости. Соответствующее решение о проведении волеизъявления почти единогласно принял региональный парламент.
По прогнозам, большинство избирателей выскажется за отделение региона.
Однако, идея о независимости курдов не нравится могущественным соседям. Верховный суд Ирака признал решение курдского парламента незаконным, а премьер-министр Хайдер аль-Абади пригрозил военным вмешательством.
Также Турция и Иран выступают против плебисцита, опасаясь усиления сепаратистских настроений среди курдов. США, которые поставляли оружие курдам, Великобритания и Франция призывают отказаться от референдума, так как считают, что конфликт между курдами и иракским правительством отвлечет внимание от борьбы с "Исламским государством" ("ИГ"). Даже генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш назвал референдум несвоевременным.
О жизни и политических изменениях в Иракском Курдистане ТСН.uа поговорил с украинцем Андреем Козловым, который четыре месяца провел в столице автономного региона – городе Эрбиль, население которого составляет более 1,5 млн человек. Андрей как волонтер преподавал английский язык в местном католическом университете.
Фактическая независимость Курдистана чувствуется
Андрей Козлов жил в христианском районе Эрбиля. По его словам, курды-мусульмане не угнетают христианское меньшинство, и отношения между этими двумя группами строятся на принципах взаимоуважения.
"Христиане в меньшинстве, но курды их не обижают. Они понимают, если будут поддерживать христиан, то тогда они могут сказать Западу: "Вот, смотрите, мы поддерживаем христиан, поэтому поддерживайте нас", – говорит Андрей.
По словам Козлова, визуально фактическая независимость Курдистана от Ирака чувствуется. По конституции 2005 года этот регион имеет права широкой автономии – у него есть свое правительство, парламент и даже войско. Более того, в Ираке официально два государственных языка – арабский и сорани (один из курдских языков). Андрей говорит, что много курдов, особенно молодежь, уже не знают арабского.
"У курдов есть большая идея – обрести независимость от Багдада. Они себя позиционируют, как развитый самобытный народ с великой историей и уникальными традициями", - говорит украинец.
Автономия в автономии
Благодаря тому, что в Иракском Курдистане много нефти, Эрбиль стремительно развивался в течение нескольких лет до появления "ИГ". Город в своем росте дошел до административных границ поселка городского типа Анкава - христианского поселения, в котором жил и преподавал Андрей. Анкава стала пригородом Эрбиля, но какая-то автономия у этого поселка существует.
В Анкаве живет 30 тысяч человек, там расположен международный аэропорт Эрбиль.
Поселок в большинстве своем населяют этнические ассирийцы, которые исповедуют христианство. Они гордятся тем, что живут на этой земле несколько тысячелетий и их корни уходят еще во времена существования Ассирийского государства.
По религиозной принадлежности местные жители относятся к Халдейской католической церкви, но обрядность и традиции у них восточные.
Часть этнических ассирийцев ходит в ассирийскою Церковь Востока. В течение многих веков между этими церквями было сильное противостояние, но последние 25 лет отношения стремительно улучшаются.
В частности, христиане Халдейской католической церкви в Эрбиле активно помогали беженцам – христианам Ассирийской Церкви Востока, которые бежали с захваченных исламистами Мосула и других районов Ирака.
Визуальное богатство
Андрей говорит, что он не впервые ездит в так называемые развивающиеся страны (в частности, ранее он был в Зимбабве, Кении, Индии), поэтому иллюзий в отношении Ирака он не строил. Но его удивило в северном Ираке визуальное богатство Эрбиля и Анкавы.
"Поселок в 30 тысяч человек, почти у каждого - двухэтажный дом и внедорожник. Я так понимаю, что причина этого - наличие нефти в регионе. Соответственно, там инфляция выше. Если в центре Киева на Крещатике кофейный напиток можно купить примерно за 25 гривен, то в Эрбиле, Анкаве, он будет стоить 5 долларов (почти 130 грн)", - говорит украинец.
Также Андрею бросилось в глаза, что в Эрбиле много наемных работников в сфере обслуживания из других стран – Индии, Малайзии, Индонезии и тому подобное. Местное население уже не желает работать на непрестижных работах, и зарплата в 300 долларов в месяц для них считается слишком низкой. При этом индийцы умудряются за три года в Ираке накопить денег, чтобы потом в своей стране открыть какой-то маленький бизнес.
Андрей Козлов рассказывает, что в Эрбиле местная "золотая молодежь" рассекает по улицам города на лимузинах, ходит в клубы, отращивает бороды и чуть ли не каждый день по 5 долларов делает укладку волос в парикмахерских.
Что еще удивило Андрея, так это то, что в Ираке большим спросом пользуется продукция украинских кондитерских компаний. В частности, ему не раз попадались на глаза конфеты компании "АВК" и мороженое "Рудь", причем этикетки на них – на украинском языке.
В Ираке не везде война и разруха
Если среднестатистический украинец заговорит про Ирак, то первое, что ему придет в голову об этой стране, скорее всего, будет война с "ИГ", постоянные теракты и связанные с этим смерти и разрушения. Андрей Козлов говорит, что реальность - сложнее.
"В отношении каждой страны есть какие-то стереотипы. Например, некоторым моим знакомым американцам их соотечественники говорили: "Не нужно ехать в Украину - там же у них туберкулез зашкаливает", или "Там война, зачем ты туда едешь?". А мои знакомые собирались ехать во Львов или Киев, а не дальше на восток страны", - говорит Козлов.
Так, перед поездкой в Ирак Андрей узнал, что последний теракт в Эрбиле был почти два года назад - в апреле 2015 года у посольства США взорвался заполненный взрывчаткой автомобиль. Более внимательно читая общедоступные интернет ресурсы, он изучил, где в Ираке обычно происходят теракты, какие районы контролирует "ИГ" и с каких районов террористов уже выгнали.
Линия фронта борьбы с "Исламским государством" на момент пребывания Андрея в Ираке находилась примерно в 90 км от столицы Иракского Курдистана – это приблизительное расстояние от мирного Краматорска до подконтрольного боевикам Донецка.
Чувствуется ли война в Эрбиле? Андрей говорит, что если общаться исключительно с представителями миссии ООН или других организаций, которые занимаются гуманитарной помощью для беженцев и жителей в зоне конфликта, то почти одна тема войны в разговорах присутствует. Местные жители "мирных профессий" почти не говорят о боевых действиях. Также проспонсирована реклама в Facebook, которую, вероятно, заказывает правительство Иракского Курдистана, показывает видеоролики о победе курдских военных и о том, как они охраняют безопасность мирных жителей.
"Когда перед поездкой я делал простой поиск в англоязычном Интернете, то мне выдало справку, что Эрбиль считается одним из самых безопасных городов в Ираке. Реальность такова, что в Лондоне и Париже за последнее время было больше терактов, чем в Эрбиле", - говорит Андрей.
Разговаривал Алексей Ладыка
Однако, кроме самих курдов, идея о независимости, похоже, больше никому не нравится. Верховный суд Ирака признал решение курдского парламента незаконным, премьер-министр страны Хайдер аль-Абади пригрозил военным вмешательством в случае проведения референдума.