Гибель российского генерала в Сирии подтвердила участие РФ в конфликте на Донбассе - Reuters
О пребывании Асапова на Донбассе свидетельствуют ополченцы и его родной брат, однако официально это так и не подтвердили.

В конце сентября 2017 года стало известно об убитом в Сирии российском генерале Валерии Асапове, который ранее командовал так называемым первым армейским корпусом террористической "ДНР" и получал награды из рук самого президента РФ Владимира Путина. Reuters провело небольшое расследование, чтобы лишний раз доказать ключевую роль России в конфликте на Донбассе, который Москва и пророссийские сепаратисты все еще подают под видом гражданской войны.
Как известно, Кремль неоднократно отрицал, что оказывает военную помощь сепаратистам, которые в 2014 году провозгласили на востоке Украины две "независимые республики" "ЛНР" и "ДНР". Однако показания десятка ополченцев подтверждают, что их бывший руководитель, который пользовался позывным "Туман" и называл себя "генерал Примаков", был именно Асаповым и работал под прикрытием как на Донбассе, так впоследствии и в Сирии. Это подтвердил также и его родной брат Вячеслав.
"Он был там. Целый год. Как к этому относился? Нормально, как военный", - рассказал он через несколько дней после прощальной речи на похоронах.
Как водится, в Кремле на запрос журналистов относительно пребывания Асапова на территории самопровозглашенной "ДНР" предложили обратиться к Минобороны. А там на запрос просто не ответили.
Однако еще трое боевиков рассказали, что "Туман" был вовсе не первым генералом, которого назначили командовать войсками ополченцев на Востоке Украины, и что ротация российских командующих сепаратистской армией продолжается и дальше.
Эта история является одной из многих, доказывающих желание Москвы завоевывать власть через назначение своих людей во главе местных нерегулярных войск, когда не надо брать на себя риски, к которым бы привела наземная операция с большим количеством военнослужащих.
И хотя их присутствие на территории Украины ни разу не было признано, за вторжение на Донбасс и аннексию Крыма к РФ был применен ряд санкций со стороны Киева и мирового сообщества. В санкционных списках есть фамилии более тысячи российских военных, среди которых был и Асапов. Однако во время его командировки в Украину он формально служил в Ростове-на-Дону, а когда уже заканчивал свою задачу летом 2016 года, Путин даже присвоил ему ранг генерал-лейтенанта, о чем говорится в опубликованном Кремлем указе.
В то время на Донбассе он носил форму без опознавательных знаков. Однако, по словам ополченцев, те знали, что новоназначенный был российским генералом. Впоследствии многие узнали его по фотографии на могильном портрете или по снимкам в новостях о его гибели.
Тоже самое сейчас происходит и в Сирии. Хотя Россия и признает свое участие в поддержке президента Башара Асада, ее реальные масштабы в конфликте никому неизвестны.
Официально российские войска наносят лишь авиаудары по противникам сирийской власти при ограниченном присутствии российского спецназа и военных советников на земле. Но во время похорон Асапова глава российского Генштаба Валерий Герасимов рассказал, что тот командовал сирийским Пятым добровольческим штурмовым корпусом, который некогда был представлен публике сирийскими властями как "новая сила, которая будет способна положить конец атакам против Дамаска".
И все равно, несмотря на все доказательства, военная значимость подобных "добровольческих" подразделений в Украине и Сирии так и остается непонятной.
Как рассказал один из сепаратистских офицеров, в общем до прибытия Асапова в "ДНР" бои на оккупированной территории почти утихли, и генерал сосредоточился на обучении местных бойцов. Он выслушивал отчеты о ситуации на местах, при нем улучшились поставки, а ополченцы получили новую форму, которую раньше приходилось доставать самим. Он руководил созданием военного полигона недалеко от Тореза и организовал соревнования по "танковому биатлону" наподобие тех, что проводятся в российской армии.
Уже после его смерти брат рассказал, что тот в последнее время выглядел уставшим и не рвался возвращаться в Сирию. Об Украине они почти не говорили.
"Ну что он мог рассказывать? Не очень о таком поговоришь", - сказал брат.
Похоронили генерала 27 сентября со всеми соответствующими воинскими почестями на Федеральном военном мемориальном кладбище под Москвой. А через несколько дней на его могиле появились два маленьких флажка пророссийских ополченцев.