Провокации спецслужб и ошибочные катастрофы. Самые громкие в истории авиации случаи падения гражданских самолетов
  • Количество просмотров 4297

Катастрофа Boeing 737-800 Иране не единственная, когда пассажирский самолет был сбит сознательно или ошибочно.

В четверг, 9 января, сразу несколько ведущих американских изданий и телеканалов сообщили о том, что Boeing 737-800 "Международных авиалиний Украины" был ошибочно сбит Ираном сразу после взлета из аэропорта Тегерана.

Впоследствии во время брифинга президент США Дональд Трамп заявил, что не верит в то, что украинский самолет разбился из-за технической неисправности. Он отметил, что полет проходил над неспокойным районом, поэтому "кто-то мог просто ошибиться".

Несколько часов спустя канадский премьер Джастин Трюдо со ссылкой на данные разведки заявил, что украинский самолет был сбит иранской ракетой класса земля-воздух. Он также, как и Трам не исключил, что это было неумышленно.

Катастрофа Boeing 737-800 Иране не единственная, когда пассажирский самолет был сбит сознательно или ошибочно. История знает еще как минимум семь случаев, когда причиной трагедии становился не человеческий фактор, не ошибка пилотов и погодные условия.

Мы вспомнили самые громкие в истории мировой авиации случаи, когда пассажирские самолеты падали вследствие применения оружия.

Катастрофа MH17 в небе над Донбассом

Дата: 17 июля 2014 года
                                 

Пассажирский самолет компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит 17 июля 2014 года возле оккупированного Тореза Донецкой области зенитным ракетным комплексом "Бук" российского производства. Все пассажиры и члены экипажа — всего 298 человек — погибли.

Боїнг 777, MH17
Associated Press
Сбит российским "Буком" самолет компании Malaysia Airlines

Россия свою причастность к катастрофе самолета опровергает, но выдвигает противоречивые версии произошедшего. Сначала она заявляла, что "Боинг" сбил украинский военный самолет, а в сентябре 2018 года начала утверждать, что его сбила украинская ракета из комплекса "Бук".

Международная следственная группа (Joint Investigation Team — JIT) выдвинула обвинения в причастности к катастрофе россиянам генерал-майору Сергею Дубинскому (позывной "Хмурый"), полковнику Олегу Пулатову ("Гюрза"), полковнику Игорю Гиркину (Стрелкову) и украинцу Леониду Харченко ("Крот").

Боевики пытались уничтожить главного фигуранта в деле Владимира Цемаха вместе с украинской разведгруппой при вывозе его из оккупированного Донбасса. Нидерланды просили выдать Цемаха, но Украина включила его в обменный список пленными по требованию России.

MH17, інфографіка

На данный момент расследование все еще продолжается. Гаагский трибунал зарезервировал судебный комплекс "Схипхол" с повышенными мерами безопасности для проведения слушаний по результатам расследования трагедии. Комплекс зарезервировано с 9 по 13 марта, с 23 по 27 марта, с 8 июня по 3 июля, с 31 августа по 13 ноября 2020 года и с 1 февраля по 26 марта 2021 года.

Катастрофа самолета "Сибирь" над Черным морем

Дата: 4 октября 2001 года
                                 

Самолет Ту-154М авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс 1812 Тель-Авив-Новосибирск, упал через 1 час 45 минут после взлета. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли. Тогда рассматривалась версия теракта или взрыва на борту по техническим причинам. Однако в ЦРУ заявили о проведении Украиной над Черным морем учебных запусков ракет.

Катастрофа літака МАУ під Тегераном, Іран
Getty Images
Boeing 737-800 "Международных авиалиний Украины" 8 января 2020 года

Межгосударственный авиационный комитет России тогда установил, что самолет на высоте 11 000 метров был сбит ракетой из зенитно-ракетного комплекса С-200 советского производства. Украинские и российские официальные лица долгое время не признавали этот факт. Только в сентябре 2011 года Киевский апелляционный суд отказался признать версию российских специалистов и решил, что вины украинских военных нет.

Иранский Airbus над Персидским заливом

Дата: 3 июля 1988 года
                                 

Самолет Airbus A300B2-203 был сбит через несколько минут после взлета из аэропорта Тегерана. Как заявило правительство США, самолет ошибочно был распознан ракетным крейсером Vincennes как истребитель F-14 ВВС Ирана. Погибли все 274 пассажира и 16 членов экипажа, в том числе 66 детей. Президент США Рональд Рейган сначала назвал произошедшее "правильными оборонительными действиями", но по итогам судебного процесса в Международном суде США согласились выплатить компенсации семьям погибших.

Южнокорейский "Боинг" над СССР

Дата: 1 сентября 1983 года
                                 

Boeing 747-230B Korean Air Lines летел из Нью-Йорка в Сеул с дозаправкой в Анкоридже. Самолет отклонился от курса более чем на 200 миль и два раза нарушил границы СССР, пролетев над несколькими советскими военными объектами. Советский истребитель-перехватчик Су-15 некоторое время сопровождал самолет и сделал предупредительные выстрелы, которые, впрочем, пилоты могли просто не заметить. Советские военные решили, что это американский разведывательный самолет и сбили его.

Boeing 747-230B Korean Air Lines
Корейцы оплакивают жертв катастрофы Boeing 747-230B Korean Air Lines

Самолет упал в районе Сахалина. Все 269 человек на борту погибли. Среди них был и американский конгрессмен Ларри Макдональд. Президент США Рональд Рейган назвал произошедшее преступлением против человечества. В то же время Юрий Андропов говорил, что это была "изящная провокация спецслужб США с использованием южнокорейского самолета".

Массовое убийство на Устике

Дата: 27 июня 1980 года
                                 

Итальянский самолет McDonnell Douglas DC-9-15 выполнял внутренний рейс Болонья — Палермо. Через 51 минуту после взлета он упал в Тирренское море за сто километров от острова Устик. Все 77 пассажиров, включая 13 детей и 4 члена экипажа погибли. Изначально предполагалось, что самолет был сбит ракетой НАТО. Но в 2008 году бывший президент Италии и председатель совета министров Франческо Коссига заявили, что самолет был сбит ракетой, выпущенной из французского истребителя.

Катастрофа Boeing 727 под Исмаилией

Дата: 21 февраля 1973 года
                                 

Ливийский самолет выполнял рейс Триполи-Бенгази-Каир-Александрия-Бахрейн. Из-за песчаной бури лайнер сбился с курса. Boeing 727 залетел на территорию Синайского полуострова, контролируемую на тот момент Израилем. Израильские ВВС подняли в воздух два истребителя F-4E Phantom II. Пилоты пассажирского самолета в тот момент считали, что приближаются к аэропорту Каира, однако не могли найти посадочный маяк. Израильское командование, оценив действия пилотов самолета, решили, что он похищен террористами из "Черного сентября", и дало приказ открыть огонь. Boeing 727 при посадке врезался в песок и полностью разрушился. Погибли 108 человек. Израиль изначально не признавал свою ошибку, но позже всю вину взял на себя начальник генштаба Армии обороны.

Катастрофа Ту-104 под Красноярском

Дата: 30 июня 1962 года
                                 

Самолет выполнял рейс Хабаровск-Иркутск-Москва, во время которого пилоты перестали отвечать на звонки диспетчеров. Вскоре самолет потерял управление и вошел в штопор. Ту-104 столкнулся с верхушками деревьев и упал в таежную ложбину в 28 километрах восточнее аэропорта Красноярска. Все 84 человека погибли. Место падения сразу же оцепили военные. Правительственная комиссия вскоре установила, что одна из зенитных ракет ПВО Маганска потеряла свою учебную цель и перенацілилася на гражданский самолет. На тот момент это была крупнейшая авиакатастрофа в СССР.

Видео Теракт, попадание ракеты или неисправность: эксперты выделили основные версии крушения самолета

Несмотря на сложную ситуацию с безопасностью на Ближнем Востоке и ночные ракетные атаки КСИР по американским военным базам в Ираке, официальный Тегеран уже вскоре после катастрофы украинского самолета поспешил заявить: "Боинг" разбился из-за технической неисправности. Хотя на рассвете ближневосточные неофициальные источники говорили о возможном случайном попадании ракеты.  

Теракт, попадание ракеты или неисправность: эксперты выделили основные версии крушения самолета

Напомним, утром 8 января в столице Ирана Тегеране разбился украинский пассажирский самолет авиакомпании МАУ, который выполнял рейс "Тегеран-Киев". На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, никто не выжил. Все 9 членов экипажа, а также 2 пассажира были гражданами Украины. СНБО опубликовал список погибших. Известно, что на рейс зарегистрировались 169 пассажиров, впрочем, двое людей так и не сели на борт самолета.

МИД Украины сначала сообщил, что к падению самолета привели технические проблемы с двигателем, а версия теракта пока не рассматривается. Потом там изменили информацию и заявили, что версии сейчас все еще устанавливаются. Самолет упал почти сразу после взлета из аэропорта имени Имама Хомейни.

авіакатастрофа в Ірані, інфографіка
ТСН.ua

Офис генпрокурора уже начал расследование катастрофы - дело рассматривается по ч. 3 статьи 276 Уголовного кодекса (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее гибель людей). На время установления обстоятельств авикатастрофы все украинские авиакомпании временно прекращают полеты в воздушном пространстве Ирана. ТСН.ua собрал главное об аварии и следит за событиями в текстовой онлайн-трансляции.

Оставьте свой комментарий