Путин пытается увеличить свое влияния на Ближнем Востоке и вернуть себе место в большой политике.
Через несколько дней после того, как президент России Владимир Путин выступил в Организации Объединенных Наций, Россия произвела свои первые авиаудары по Сирии.
В последнюю неделю большое количество спутниковых изображений показывало растущее присутствие российских военных на сирийском побережье — этот район все еще под контролем войск президента Сирии Башара Асада, но при растущей угрозе со стороны оппозиции, пишет журналист Тим Листер на CNN.
Россияне также активизировали поставки передовой военной техники и инструкторов сирийскому режиму.
Главный аэропорт в 25 км к югу от Латакии теперь напоминает военную базу. Снимки показывают, что на этой базе находятся истребители марки Су, танки Т-90, транспортные и ударные вертолеты, топливо и бомбоубежища.
Согласно журналу Jane's Intelligence Review, который освещает вопросы глобальной безопасности, спутниковые фотографии показывают, что в этом аэропорту находятся почти 30 российских боевых самолетов.
Местные журналисты пишут о притоке россиян в отелях Латакии, которые говорят, что они летают только на грузовых самолетах - предположительно гигантских Ил-76 и Ан-124, которые в основном перевозят оборудование.
Но почему Россия хотят принять участие в запутанном сирийском конфликте, который посрамил всех, кто пытался влиять на него? Для того, чтобы защитить союзника Башара аль-Асада и заставить Запад сесть с ним за стол переговоров? В рамках сделки с Ираном, чтобы склонить чашу весов против суннитских повстанческих групп? Потому что она хочет присоединиться к международной коалиции против ИГИЛ? Или чтобы "вставить палки в колеса Соединенным Штатам"?
В США говорят, что внимательно следят за этой ситуацией. Министр обороны Эш Картер сказал: "Очень важно понимать, что русские делают." Но он дал понять, что Россия присутствует в Сирии, чтобы помочь режиму Асада, добавив: "Они хотят подлить масла в огонь гражданской войны в Сирии, это, конечно, не продуктивно, с нашей точки зрения."
История
В регионе, где у России не много друзей, не говоря уже о союзниках, ее отношения с Сирией важны. Поддерживаемая Москвой династия Асад всегда возглавляла фронт "неприятия" против спонсируемого США мирного процесса на Ближнем Востоке.
Советский Союз был главным дипломатическим и военным сторонником отца Башара Асада 40 лет назад. СССР поставлял сотни военных советников в войне 1967 года против Израиля и сложное оборудование на миллиардные суммы.
В свою очередь Сирия предоставила в аренду военно-морскую базу снабжения в порту Тартус, к югу от Латакии. Это было важно, потому что у России не была никаких других надежных портовых сооружений в Средиземноморье для ее военно-морского флота; все приходило через Босфор, пролив из Черного в Мраморное море.
Федор Лукьянов, редактор журнала "Россия в глобальной политике", заявил в интервью журналу Foreign Policy на прошлой неделе: "У России немного возможностей в регионе, и Сирия является уникальным случаем."
Но Россия не пришла на помощь Асаду в начале конфликта. Может быть, это был такой тактический расчет, возможно, появилось чувство, что сейчас самое время действовать.
Айхам Камель из политической консалтинговой группы риска Eurasia Group говорит: "Путин доказал, что он отличный тактик в сирийском кризисе, и в настоящее время он, вероятно, чувствует шанс увеличить престиж и влияние России на фоне относительно небольшой поддержки от международного сообщества".
Спасая Асада
В военном отношении сирийский режим оборонялся на протяжении большей части этого года. Он уступил повстанцам контроль над большими территориями и потерял свой плацдарм в северной провинции Идлиб (которая граничит с Латакией), где доминирует связанная с "Аль-Каидой" радикальная группировка "Фронт Нусра". Эта группировка также взяла под свой контроль главное шоссе в Латакию из Идлиб, и большую часть равнины Саль аль-Габ к юго-востоку от города.
Многое говорит о том, что сирийские вооруженные силы исчерпали себя после почти четырех лет борьбы. В июле аль-Асад признал, что сирийская армия сталкивается с нехваткой военных и объявил амнистию для дезертиров. Все чаще режим стал отказываться от своей стратегии "армии во всех уголках Сирии", чтобы сосредоточиться на основных направлениях, особенно на Дамаске и коридоре, ведущем к берегу.
В то время как ничего не предвещало неминуемого краха режима Асада, русские, возможно, чувствовали, что нужно действовать, пока ситуация не ухудшилась. В провинции Латакия непростая смесь районов компактного проживания алавитов и суннитов, а горные районы внутри страны контролируют повстанцы.
Даже когда российские самолеты пересекли восточное Средиземноморье, "Фронт Нусра" опубликовал фотографии тренировочного лагеря, который якобы находится в провинции Латакия. "Фронт Нусра" давно пытался заставить режим Асада выделять больше ресурсов на защиту Латакии, чтобы попытаться облегчить давление на своих бойцов в другом месте.
Аль-Асад ответил на растущую угрозу, создав алавитскую милицию в Латакии, которая называется "Щит побережья."
Если приоритетом России является защита алавитских позиций на побережье, то более вероятной мишенью будет "Фронта Нусра", чем ИГИЛ. Первые российские беспилотники обследовали территорию вокруг Латакии — это не та область, где ИГИЛ сильна.
Айхам Камель из Eurasia Group говорит смелый шаг России в Сирии "будет четко сигнализировать региональным и международным силам решимость России предотвратить изгнание Асада."
Война из-за терроризма
Россия не может спокойно наблюдать, как Сирия становится радикальным исламистким государством и прибежищем для террористических групп на длительное время с возможными последствиями для собственных мусульманских регионов на Кавказе. Это "также связано с возможным возвращением в Россию более 2000 русскоговорящих, которые воюют против правительственных войск Асада", говорит Николай Кожанов из Московского центра Карнеги.
Итак Путин может оказывать поддержку правительственным войскам как вклад в уничтожение джихадистов в Сирии. Но уничтожение джихадистов силами России может охватить територрию за пределами "Исламского государства". И российские авиаудары не слишком скоординированы с авиаударами США, Австралии, Франции, Турциии и других, чьи цели раскинуты по северо-восточной Сирии.
В сущности, Россия собирает альтернативную анти-ИГИЛ коалицию с Ираном и Сирией. Отношения России с Ираном - еще один важный ход в поддержке Асада, дополнительное средство для достижения цели. Россия играла конструктивную роль в длительных взаимоотношениях с Ираном для достижения "ядерного соглашения", но продажа ракет С-300 Тегерану была напоминанием, что существуют свои приоритеты в регионе.
В июле был шквал собраний между российскими и иранскими министрами, которые пытались найти "общцю позицию" по поводу Сирии, вопросу прекращения огня и формы промежуточного правительства.
В соответствии в исследованиями Института войны, который тщательно исследует Сирийский конфликт, элитное подразделение иранского Корпуса Стражей Исламской революции присутствует в селении Джурин, расположенном на пути в провинцию Латакия.
Иранский президент Хасан Роухани говорит что "он не видит коалиции между Ираном и Россией в войне против терроризма в Сирии", но присутствует большая вероятность совместных продуманных действий.
Ирак объявил в воскресенье, что он также делился разведывательной информацией с Россией, Ираном и Сирией в борьбе с ИГИЛ. И это в дополнение к поддержке, которую ему оказывает возглавляемая США коалиция.
Дипломатический маневр
Россия хочет добиться серьёзного влияния на Ближнем Востоке, тогда как США играют лидирующую роль в регионе. Сирия предоставляет для этого возможность. США не удалось найти дипломатического прорыва, и год воздушных обстрелов против ИГИЛ, но не против режима Асада, только привели в бешенство сирийских повстанцев, как умеренных, так и не очень.
Россия может также увидеть возможность использовать новые разногласия между западными правительствами, которые истощены после четырех лет неудач в Сирии и опасаются еще большего потока беженцев.
При военной интервенции, несмотря на все сопутствующие риски, Россия укрепляет свои позиции в любом процессе переговоров. Как выразился Кожанов, "если увеличение объема и качества военных поставок сирийскому режиму поможет ему достаточно долго выживать, то для Кремля это средство достичь дипломатического прорыва".
Для некоторых западных стран угроза ИГИЛ в сочетании с кризисом беженцев делает удаление режима Асада менее приоритетными. В последние дни и канцлер Германии Ангела Меркель, и министр иностранных дел Великобритании Филип Хаммонд говорили о переходной роли Асада, отступая от американо-европейского консенсуса, что он должен быть смещен. Франция в эти выходные заявила о необходимости "политического переходного периода, который сочетает в себе элементы режима Асада и умеренной оппозиции".
Отсутствие умеренной альтернативы Асаду, не в последнюю очередь из-за повторного отказа США поддержать повстанческие бригады, также подталкивают другие региональные правительства, такие как Египет, признать, что Асад может быть частью мирного решения.
Москва, скорее всего, рассчитывает, что ее поддержка Асада лишь ускорит процесс, который поможет президенту Сирии остаться у власти.
Ульрих Шмид из Университета Санкт-Галлена, который изучает современную Россию, говорит, что Путин "будет представлять Россию как острие международной коалиции в войне против "Исламского государства". Он будет использовать кризис беженцев в Западной Европе для того, чтобы представить Россию как единственную великую державу в мире, которая способна бороться с террором "Исламского государства".
"Для Запада будет трудно отказаться от этого предложения", - говорит Шмид.
Для внутреннего пользования
Некоторые аналитики считают, что авантюра Путина в Сирии, а также его первое появление на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций за последние 10 лет, также могут нацелены на внутреннюю аудиторию.
Дара Макдауэлл, аналитик консалтинговой компании Verisk Maplecroft, говорит, что "на фоне военной интервенции в Украину, которая зашла в тупик, и продолжающегося ухудшения экономики, внутренние факторы также могут быть движущей силой принятия решений Кремля."
"Вмешательство в конфликт в Сирии помогает укрепить реноме правящего режима как "великой державы", говорит Макдауэлл.
Независимо от того, какие у Путина мотивы, многие наблюдатели говорят, что вмешательство России изменят ситуацию в Сирии. Институт по изучению войны заявляет, что "это изменит характер международных переговоров, компромисса и ослабит сплоченность и усилия возглавляемой США анти-ИГИЛ коалиции и укрепит режим Асада".
Напомним, 30 сентября российские военно-воздушные силы нанесли первый удар в Сирии.
СМИ со ссылкой на местного жителя сообщали, что два самолета, которые пролетели над сирийским городом Хомс, выпустили восемь ракет по жилым кварталам города. По информации медиа, Хомс не контролируется террористами из Исламского государства. Здесь живут мирные жители и FSA (Free Syrian Army, вооруженная сирийская оппозиция), что воюет с правительственными войсками.
Также аналитики и сирийские активисты утверждают, что РФ нанесла авиаудары по позициям, контролируемых силами повстанцев, выступающих против режима главы Сирии Башара Асада.
Как сообщалось, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Россия будет единственной страной, которая осуществляет операцию в Сирии на легитимной основе — по просьбе властей этой страны. Ранее Совет Федерации разрешил Путину использовать войска РФ в Сирии.