Самый древний предок человека в истории. Ученые показали лицо клыкастого австралопитека, что жил 3,8 млн лет назад

Просмотры
18к

Новое исследование меняет представления о том, как эволюционировал человек, и дает ответ на то, как выглядели предки Homo Sapiens.

В 2016 году ученые отыскали в Эфиопии череп, принадлежащий одному из древнейших предков человека – австралопитеку анамскому, что жил как минимум 3,8 миллиона лет назад.

Он является более старым, чем найденный в 1974 году знаменитый скелет австралопитека Люси – тот был возрастом 3,2 млн лет - и меняет представление об эволюции человека, говорится в материале CNN.

Череп также меняет представление о том, какой именно выглядели древние предки Homo Sapiens.

Сенсационное исследование

Детальный анализ черепа и места его обнаружения был опубликован в среду, 28 августа, в журнале Nature. Над проектом палеоантропологических исследований "Ворансо-Милле" в штате Афар Эфиопии исследователи работают уже 15 лет. 16 февраля 2016 года археологи отыскали верхнюю челюсть австралопитека. А 16 часов спустя – остальные части черепа.

"Я не мог поверить своим глазам, когда заметил остальные части черепа, – отмечает Йоханнес Гейле-Селасси, автор исследования и куратор физической антропологии в естественно-историческом музее Кливленда. – Это был момент эврики и осуществления мечты. Это один из важнейших образцов, которые мы там нашли".

Череп, названный MRD, принадлежит раннему предку человека, известному как австралопитек анамский, который жил между 3,9 и 4,2 млн лет назад. Он является предком австралопитека афарского, к которому принадлежит известный скелет Люси, и, как полагают, породил наш род гомо сапиенс. Австраполитек афарский появился позже и жил между 3,0 и 3,8 миллиона лет назад.

Череп MRD был найден лишь за 34 мили на север от места обнаружения скелета Люси в 1974 году. Международная команда геологов, палеоботаников и палеоантропологов помогла определить возраст черепа, изучая место, где он был найден.

Dale Omori/Cleveland Museum of Natural History

По словам Беверли Сейлор, автора исследования и профессора стратиграфии и седиментологии в университете Кейса Западного Резерва, череп анамца, который, вероятно, принадлежал мужчине, продрейфовал небольшое расстояние по реке, а затем покрылся илом.

Вероятно, он жил вдоль реки, которая была окружена деревьями. Местность вдали от реки была открытой и кустистой.

"MRD жил около большого озера в сухой местности. Мы хотим провести больше работ здесь, чтобы понять, как среда и изменения климата возможно повлияли на эволюцию человека", – рассказывает Наоми Левин, соавтор исследования из Мичиганского университета.

Ранее исследователи считали, что анамский вид, о котором было известно лишь по отдельным фрагментам костей, вымер и положил начало афарскому виду. Но находка черепа открывает глаза на то, что эти два вида, вероятно, сосуществовали по крайней мере в течение 100 000 лет.

Это бросает вызов идее о линейной эволюции человеческих предков. Исследователи обнаружили лицо, которого они никогда не видели.

Подробнее о австралопитеке анамском

Черты черепа были занесены в базу данных, чтобы его можно было сравнить со всеми другими известными видами гоминидов из восточной и южной Африки. Некоторые детали черепа также указывают на то, что он может быть связан с другими видами.

Как утверждает Стефани Мелилло, соавтор исследования и научная исследовательница-докторантка Института эволюционной антропологии Макса Планка, австралопитеки в целом были известны своими массивными лицами.

Но эволюция к более человеческому лицу началась с появления нашего рода гомо сапиенс. Именно тогда ранние люди начали пользоваться инструментами и есть более обработанную пищу.

Как старейший известный представитель рода австралопитеков анамский имеет совокупность интересных особенностей. Он имеет лицо и скулы, выступающие вперед. Мелилло отмечает, что это самый начальный вариант массивного лица, предназначеного для очень тяжелых диет и пережевывания твердой пищи. Кости лица были построены, чтобы выдерживать нагрузки. Клыки, найденные в черепе, были очень большими, но не слишком, по сравнению с клыками афарского.

Dale Omori/Cleveland Museum of Natural History

Мозговой корпус длинный и узкий, небольшой как и в других предков раннего человека. Исследователи до сих пор пытаются понять, что стало причиной увеличения емкости мозга, когда появился род гомо сапиенс. Теория Гейле-Селасси заключается в том, что гомо использовали больше инструментов, употребляли больше мяса и передвигались в открытой среде, что побудило их принимать больше решений.

"MRD имеет совокупность примитивных и производных черт лица и черепа, которых я не ожидал увидеть в одном индивиде", – отмечает Гейле-Селасси.

Некоторые черты проявляются у видов, которые появились позже, другие же более тесно связаны со старшими, примитивными предками.

"До сих пор у нас был большой разрыв между древнейшими известными человеческими предками, которым около шести миллионов лет, и такими видами как Люси, которым два-три миллиона лет. Один из самых ярких аспектов этого открытия, это то, как оно соединяет морфологический пространство между этими двумя группами", – отмечает Мелилло.

Эволюционный ключ

Выявление анамца позволяет исследователям понять, как эволюционировали ранние предки человека.Они сравнивали особенности черепа MRD с 3,9-миллионным фрагментом черепа, который не был зачислен ни к одному вида, известного как лобовой Belohdelie.

Теперь, когда исследователям известно, какой облик имел австралопитек анамский, лобовой Belohdelie определили таким, что принадлежит к виду Люси, австралопитеку афарскому. Подтверждение личности этого фрагмента указывает, что афарский вид жил 3,9 миллиона лет назад. Это позволяет предположить, что два вида на самом деле сосуществовали по крайней мере в течение 100 000 лет.

"Традиционно мы считали, что наша эволюция линейная, – отмечает Гейле-Селасси. – Но они, вероятно, сосуществовали по крайней мере 100 000 лет. Это меняет отношение. Как появился новый вид, когда еще существовал родительский?"

Dale Omori/Cleveland Museum of Natural History

Одна из идей – это изоляция. Небольшие популяции могут существовать самостоятельно и подвергаться многим изменениям со временем. Достаточно, чтобы отличить себя от родительского вида, сказал он. Это означает, что они могут сосуществовать.

Анамцы и афарцы жили в местах, расположенных рядом, поэтому геологи рассматривают возможность изоляции в популяциях. Местность была активной и разнообразной, наполненной скалами и последствиями извержений вулканов. Континент также становился тоньше чиз-за разрыва тектонических плит, что могло привести к изоляции. Это связь между эволюцией и местностью, подчеркивает Сейлор.

"Мы считали, что А. анамский со временем постепенно превратился в А. афарский, – отмечает Мелилло - Мы все еще считаем, что эти два вида имели потомково-родительские отношения, но это новое открытие говорит о том, что эти два вида на самом деле жили вместе в Афаре довольно долго. Это меняет наше понимание эволюционного процесса и вызывает новые вопросы. Соревновались ли они за пищу или пространство?"

Смешивались эти популяции или нет, еще неизвестно. Но пока что исследователи стремятся узнать больше о этом раннем предке человека.

"А. анамский уже был видом о котором мы уже достаточно знали, но это первый череп этого вида, который был обнаружен, – отмечает Мелилло. – Хорошо, наконец, иметь возможность идентифицировать его".

На мексиканской свалке нашли останки мамонта