Томос по-эстонски: как в стране сосуществуют автокефальная и московская церкви

Томос по-эстонски: как в стране сосуществуют автокефальная и московская церкви

Фото: pixabay.com

Эстония окончательно получила томос в 1996 году.

Стремление части православных выйти из-под юрисдикции Москвы, обращение в Константинополь, война заявлений между Вселенским и Московским патриархатами... Это не заголовки современных украинских новостей, а уже исторический опыт другой постсоветской страны - Эстонии. DW рассказывает, как в этой стране Балтии сосуществуют две православные церкви, которые находятся соответственно под юрисдикциями Константинополя и Москвы.

В лоне Константинополя

Эстония после распада Российской империи в 1918 году обрела независимость. Поэтому томос константинопольского патриарха Мелетия IV Эстонская православная митрополия получила еще в 1923 году - в ответ на обращение собора Эстонской церкви о предоставлении автокефалии. С 1935 года церковь носит свое сегодняшнее наименование - Эстонская апостольская православная церковь (ЭАПЦ).

Впрочем, уже в 1940 году вместе с независимой Эстонией, которую оккупировал СССР, была уничтожена и ЭАПЦ. Ее приходы перешли к Русской православной церкви (РПЦ). Во время немецкой оккупации в 1941 году ЭАПЦ объявила о своем восстановлении, однако уже в 1944 году территорию Эстонии вновь заняли советские войска, и ее синод перебрался в эмиграцию - в Стокгольм. Приходы ЭАПЦ повторно перешли в РПЦ, которая в 1978 году добилась того, что Вселенский патриархат объявил выданный Эстонской церкви томос 1923 года недействительным.

Сотня епископов со всего мира определяют сроки предоставления Киеву Томоса

Сотня епископов со всего мира определяют сроки предоставления Киеву Томоса

Восстановления томоса

История фактически повторилась, когда Эстония восстановила независимость в 1991 году. Уже через два года департамент по делам религий министерства внутренних спал страны зарегистрировал синод ЭАПЦ в изгнании как единственного законного правопреемника межвоенной церкви. В 1994 году большинство православных приходов в стране попросили принять их в юрисдикцию Вселенского патриархата, который в 1996 году возобновил действие томоса 1923 года. Реакция Москвы не заставила себя ждать - РПЦ приостановила евхаристическое общение с Константинополем.

Для РПЦ эстонский вопрос был особенно болезненным, поскольку тогдашний патриарх московский Алексий II родился в Эстонии и более 30 лет был митрополитом Таллинским и Эстонским. В 1993 году он, кстати, тоже издал томос, которым предоставил автономию местной православной церкви в составе Московского патриархата.

В конце концов стороны пошли на переговоры, на которых достигли компромисса: признали возможность временного сосуществования в Эстонии двух церковных юрисдикций, а также право приходов выбирать себе юрисдикцию. Кстати, Эстонской православной церкви Московского патриархата в стране отказывали в регистрации вплоть до 2002 года.

Линии разделения

Православные приходы в стране в основном разделились по языково-этническому признаку. Те общины, где преобладали этнические эстонцы, выбрали ЭАПЦ, а те, где преобладали русские, - ЭПЦ МП. Впрочем, как отмечает политолог Тартуского университета Алар Килп, свою роль при разделении сыграли и "личные отношения", ведь под юрисдикцией московского патриархата есть и немногочисленные эстонскоязычные приходы, а под юрисдикцией константинопольского - русскоязычные. По его словам, этнические эстонцы составляют лишь около 10 процентов православных в стране. Эстонскоязычные общины небольшие и расположены в основном в сельской местности, тогда как большие общины в крупных городах являются преимущественно русскоязычными.

Впрочем, не всем приходам удалось легко определиться с юрисдикцией. "Наиболее немирной была ситуация в Тарту, в Успенском соборе. Там большинство прихожан хотели остаться в московской юрисдикции, а священник был одним из инициаторов перехода под константинопольскую юрисдикцию", - рассказывает старшая научная сотрудница Школы теологии Тартуского университета Ирина Пярт. По ее словам, несогласные прихожане были вынуждены перейти в новый приход, и многие до сих пор сохраняет сильную обиду за эту ситуацию.

Во время разделения прихожане чувствовали давление с обеих сторон, однако насилия или острых конфликтов удалось избежать. Поскольку государственную регистрацию сначала получила только ЭАПЦ, равновесия сил, по мнению Пярт, не было. "Государственная поддержка была только на стороне одной церкви", - говорит исследовательница. В конце концов, в эстонском православии сложилась ситуация, когда ЭПЦ МП имеет около 30 приходов и, по разным оценкам, 150-200 тысяч прихожан, тогда как ЭАПЦ имеет почти вдвое больше приходов, но только 20-30 тысяч прихожан.

Имущественный вопрос

Весомым фактором было и то, что, согласно закону о реституции, все церковные здания в Эстонии, которые были построены до 1945 года, перешли ЭАПЦ, а ЭПЦ МП осталась практически без прав на те строения, которыми фактически пользовалась. То есть, прихожане одной церкви оказались в храмах, которые юридически принадлежали другой церкви. "Ситуация была непредсказуемая. Большинство прихожан осталась в церкви под московской юрисдикцией, и государство должно было с этим считаться", - объясняет Пярт.

Имущественный спор была частично решен в 2002 году, когда государство предложило ЭАПЦ передать властям здания, которыми пользовалась ЭПЦ МП. Впоследствии государство передало эти храмы церкви Московского патриархата в длительную аренду за символическую плату, а ЭАПЦ получила от государства компенсацию, рассказывает Пярт. По ее словам, ЭПЦ МП строит новые церкви, особенно на востоке Эстонии, тогда как для ЭАПЦ актуальным является вопрос, как поддержать уже имеющиеся храмы.

Холодный мир

По словам Килпа, ЭПЦ МП сейчас является крупнейшей конфессией в стране, ведь значительно преобладает по количеству прихожан не только ЭАПЦ, но и традиционную для Эстонии лютеранскую церковь. Последняя теряет прихожан, ведь эстонцы становятся все менее религиозными. "Большинство людей, которые проживают в Эстонии, не принадлежат ни к какой религиозной конфессии", - объясняет Килп. По данным переписи 2011 года, лютеране составляли лишь 10 процентов населения страны, тогда как православные - 16 процентов. По сравнению с предыдущей переписью 2000 года, доля православных в стране увеличилось более чем на три процентных пункта, а лютеран - упала почти на четыре пункта.

По словам экспертов, сейчас отношения между ЭАПЦ и ЭПЦ МП являются мирными. Обе церкви сотрудничают в Совете церквей Эстонии, их представители посещают официальные мероприятия. Но когда в 2016 году со стороны митрополита ЭАПЦ Стефана прозвучало предложение об объединении эстонского православия в рамках его церкви, предстоятель ЭПЦ МП митрополит Корнелий сразу заявил, что об объединении с ЭАПЦ не может идти и речи. А значит, позиции церквей за последние 20 лет не изменились. "Каждая церковь считает себя единственной канонической. Общение на разных уровнях идет, но общих служб нет", - говорит Пярт.

Процесс предоставления автокефалии Украине вышел на финишную прямую

Процесс предоставления автокефалии Украине вышел на финишную прямую

 

Похожие темы:

Следующая публикация