Тролли, пропагандисты и "полезные идиоты": как мир попал в ловушку российской дезинформации

Дата публикации
Просмотры
1477
Время на прочтение
5 мин
Поделиться:
Facebook
Twitter
WhatsApp
Telegram
Viber
Тролли, пропагандисты и "полезные идиоты": как мир попал в ловушку российской дезинформации

Дитмар Пихлер – эксперт по противодействию дезинформации. Фото из личного архива

Дезинформация является глобальной проблемой, не знающей границ. Она влияет на разные аспекты общества через разных агентов – от академиков и политиков до знаменитостей и инфлюэнсеров.

Как подчеркивает в разговоре с ТСН.ua австрийский эксперт Дитмар Пихлер, медиаграмотность и критическое мышление являются ключевыми инструментами в борьбе с дезинформацией.

Иллюзия безопасности в ЕС

Дитмар Пихлер – давний сторонник Украины и эксперт по противодействию дезинформации, основатель Центра цифровой медиаграмотности (Zentrum für Digitale Medienkompetenz). Он следит за событиями в Украине со времен Революции Достоинства, поэтому российские нарративы и тактики – для него не сюрприз. Он объясняет, что современная дезинформация опирается на тренды и нарративы, которые уже существовали в информационной сфере. В ситуации с Украиной можно говорить, что 2014 год лишь подчеркнул действенность некоторых пропагандистских кампаний. А год выборов, когда перемены ожидают миллионы людей, очень удобное время для распространения дезинформации.

Дитмар Пихлер многое рассказывает о важности Украины на международных площадках. Фото из личного архива

"Есть иллюзия, что если ваша страна, например, такая маленькая, как моя родная Австрия, то вы не цель. Но у социальных медиа нет границ. Так что если вы говорите о том, что происходит в Украине, если вы говорите о России в Австрии, тролли найдут вас", — делится наблюдением Дитмар Пихлер.

Одним из ключевых аспектов противодействия дезинформации есть создание демократической устойчивости, которая позволит обществу критически оценивать информацию и противостоять авторитарным режимам в информационном пространстве.

Эксперт считает, что в контексте войны России против Украины – в мире нужно запретить символы Советского Союза и Георгиевскую ленту, но также важно подготовить общество к критическому восприятию информации.

"Но, что мы не можем сделать, это цензурировать все мысли, несмотря на то, насколько глупы они. Поэтому мы должны построить устойчивость в обществе, чтобы люди были подготовлены к тому, что они получают, не только онлайн, но и когда они идут на какие-либо события, чтобы они могли вербально противостоять", — добавил он.

Кто такие "полезные идиоты" и чем они опасны

Одним из самых больших вызовов в борьбе с дезинформацией является роль так называемых "полезных идиотов" — людей, которые бессознательно или сознательно распространяют российскую пропаганду. По словам Пихлера, наиболее опасными среди них являются академики и политики.

"Здесь влияет статус. Если кто-то видит, что комментатор является профессором, то легче доверяет сказанному. Если эти люди имеют радикальную идеологию, это не только деньги, но и мировоззрение. Есть много ситуаций, когда академики просто стали полезным ресурсом для Кремля", – говорит Пихлер.

Они не только распространяют свои мысли среди студентов, но и часто вовлекаются в СМИ, создавая ложный баланс мыслей.

"Более того, некоторые СМИ приглашают подобных 'полезных идиотов', чтобы показать другую позицию. Но еще важнее, что они также вовлечены в круг политиков, являясь политическими советниками", — напоминает австрийский эксперт.

Политики также играют немаловажную роль в распространении дезинформации. В Германии, например, деятели с радикальными взглядами часто приглашаются в эфиры ток-шоу, где они могут распространять ложную информацию.

Это создает дополнительный вызов для общества, поскольку политические фигуры оказывают значительное влияние на общественное мнение.

Кроме академиков и политиков, к "полезным идиотам" относятся также популярные лица, как актеры или музыканты, имеющие значительную аудиторию.

Стивен Сигал много лет поддерживает Путина и получает награды от царя. Фото: коллаж

"Я думаю, что они наиболее выгодны Кремлю из-за возможности привлечения аудиторией. Например, Стивен Сигал. Мы знаем, что произошло с его карьерой в Голливуде, но сейчас его можно использовать для целей Путина", — вспоминает Дитмар Пихлер.

Это подчеркивает важность критического мышления и медиаграмотности, особенно среди тех, кто потребляет информацию через социальные медиа и платформы развлечений.

Можно ли привлечь Маска к ответственности?

Если рассматривать ситуацию с Фейсбуком и Инстаграммой, то у этих платформ есть определенные политики относительно фейковых новостей и языка ненависти. Однако когда речь идет о Х (Твиттер) или Телеграмм и TikTok — сформировалась зона вседозволенности, где отсутствует прозрачность в правилах и возможностях борьбы с дезинформацией. В то же время, иногда ощутимо влияние владельца платформы. К примеру, Илон Маск часто выражает очень неблагоприятные и необъективные оценки ситуации в Украине на платформе X, и его заявления могут способствовать поляризации в обществах.

"Проблема в том, что каждый пользователь социальных медиа должен думать как журналист. Есть основной принцип – проверка источников, сравнение подачи информации, но люди этого не делают. Если какая-то новость соответствует их мировоззрению, если они находятся только в своем пузыре, то они бездумно". распространяют сообщения", – уверен австрийский эксперт.

В последние годы Европейский Союз включился в процесс, разрабатывая законы по регулированию цифровых платформ и даже искусственного интеллекта. Но вызовов слишком много времени на реакцию — мало.

"Этот сложный вопрос, поскольку ЕС пытается что-то сделать. Возможно, это займет много времени, и даже может привести к тому, что социальные платформы выйдут с европейского рынка. Это может ударить по имиджу Еврокомиссии, особенно если молодые люди почувствуют, что у них забрали любимые платформы", — опасается австрийский эксперт.

Пихлер также подчеркивает важность активного использования разведывательных служб для борьбы с агентами влияния и людьми, купленными Россией, чтобы рассказывать о пропаганде.

"Общество и политики, особенно в Австрии, но также в Германии, очень озабочены шпионами, собирающими информацию о нашей стране для России, но можно делать больше для их раскрытия", — говорит он.

Но, по словам многих экспертов в сфере борьбы с дезинформацией, на самом деле каждый может повлиять на ситуацию. Например, обучаясь фактчекингу и развенчивая дезинформацию.

"Каждый человек может повлиять на ситуацию, даже если кажется, что самостоятельно ничего не поделаешь. В социальных медиа все равны, и каждое сообщение может стать вирусным, если повезет", — не теряет оптимизма Дитмар Пихлер.

Напомним, что основными инструментами для распространения дезинформации об Украине и решениях, влияющих на судьбу беженцев, стали TikTok и Telegram.

Автор: Ольга Консевич

Похожие темы:

Следующая публикация