Такого шага со стороны Совета Европа большинство не понимает.
Еще один информационный взрыв недели - возвращение России в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Без каких-либо условий и претензий. Хотя ее делегатов лишили права голоса в 2014-м: за аннексию Крыма, оккупацию Донбасса и нарушениt прав человека на этих территориях.
Об этом говорится в сюжете ТСН.Тиждень.
Парламентская ассамблея Совета Европы, что первой наказала Россию за аннексию Крыма, стала первой организацией, которая от наказания отказалась. Особенно важно, что произошло это с подачи Франции и Германии, двух самых влиятельных союзников Украины в Европе. И это поставило ряд неприятных для Киева вопросов. Не следует ли за событиями в Страсбурге — эффект домино, вплоть до Брюсселя и институтов Европейского союза?
Возврат без каких-либо ограничений и выполнение всех требований и резолюций самой Ассамблеи. Такие страсти в зале Парламентской ассамблеи Совета Европы не бушевали давно.
"Эта организация была основана в 1949 году Уинстоном Черчиллем как антидот от нацизма и коммунизма. Мистер Черчилль был бы в ужасе от действий, которые мы пытаемся сегодня поддержать", - заявил один из представителей Великобритании в ПАСЕ.
Украинская делегация в явном меньшинстве. Рядом только Грузия, Польша, страны Балтии и Великобритания. Есть еще отдельные несогласные в различных делегациях. Но они как белые вороны. Словацкого делегата за это дома даже пытаются наказать. Традиционные наши союзники — Франция и Германия — прибавляются к хору голосов, которые никогда не скрывали своих промосковских симпатий.
"Европа должна перестать быть русофобской и быть охваченной антироссийской истерией. Враги мира - это фашизм. И Россия уже один раз нас защитила от этого", - заявил представитель Сербии Александар Шешель.
Страны — резолюции ПАСЕ должны выполнять. Но Россия их обычно игнорирует. Права человека и развитие демократии — то, ради чего существует организация. После аннексии Крыма ПАСЕ наложила на российскую делегацию ограничения, представителям России запретили голосовать и избираться в руководящие органы. В ответ Россия ушла из ПАСЕ и перестала платить членские взносы. Как оказалось, то были крайне важные деньги для Совета Европы и чрезвычайно действенная тактика.
ПАСЕ выдержало без России три года. Ряд стран, симпатизирующих Москве, регулярно хотел ее в ПАСЕ вернуть. Украине каждый раз удавалось такие попытки отбить. Но не в этот раз.
Украинская делегация протестовала. Возражала. Убеждала. Даже экспортировала в Страсбург украинские технологии. Завалила ПАСЕ сотнями поправок. И ПАСЕ до глубокой ночи монотонно отвергала поправку за поправкой.
Финальный документ в полном или почти в полном составе поддержали делегации из Франции, Германии, Италии, Испании, Австрии, Норвегии. Даже Нидерланды. Заговор, говорят представители украинской делегации. Открытость к диалогу – твердят те, кто возвращал Россию.
"Да, мы снимаем санкции, но из добрых намерений. Чтобы в Ассамблее парламентарии могли высказаться, чтобы у нас был диалог", - объясняет член комитета по регламенту в ПАСЕ Петра де Саттер.
Так какую игру затеяла Европа? Почему с подачи Франции и Германии ПАСЕ спешно переписала собственные правила, чтобы россияне могли вернуться? Как далеко готовы зайти европейские лидеры в "нормализации" отношений с Россией? Опрошенные эксперты в Брюсселе разводят руками. Здесь, в столице Евросоюза — план ПАСЕ — аналитики не поняли.
Научный сотрудник фонда Маршалла Бруно Летте говорит, Европа расколота из-за России, у нее нет единой стратегии. И эту очевидную вещь продемонстрировало голосование в ПАСЕ.
"Существует множество причин, почему России не надо было разрешать возвращаться в Совет Европы, и на мой взгляд, трудно понять, что означает это решение", - говорит он.
Его коллега Джонатан Кац уверен, что теперь важно понять, как Россия смогла разделить Европу. Чтобы защититься и предотвратить новые атаки.
"Это посылает неверный сигнал в Москву, будто они могут избежать ответственности за такие действия, которые эта организация должна осуждать, а не приветствовать и возвращать Россию назад в свой круг", - объясняет эксперт.
Сторонники снятия санкций с России в ПАСЕ приводят три основных аргумента: сохранить доступ россиян к Европейскому суду по правам человека. Хоть его решения для России ничего изменить не могут.
Получить возможность прямо в глаза критиковать Россию. Правда, с этим на этой неделе оказалось непросто. ПАСЕ так и не решилась упомянуть в новых документах ни аннексию Крыма, ни развязанную Россией войну на Донбассе, ни удерживаемых в российских тюрьмах украинских граждан.
И наконец деньги. Семьдесят миллионов евро членских взносов, которые Россия не заплатила с 2017-го. Аргумент якобы и не основной, но, он постоянно возникал. Чиновники Совета Европы признавались — из-за финансовой дыры в бюджете — в организации настали трудные времена.
Немецкий эксперт Роланд Фройденштан из Центра Мартенса объясняет, что в Берлине и Париже много кто считает, что диалог с Москвой все еще может принести результат. Но у господина Фройденштана это вызывает лишь стыд и падение авторитета Совета Европы.
"Мне стыдно. Мне по-настоящему стыдно, что немецкие христианские демократы могли даже подписаться под этой философией. Потому что смотрите, мы наблюдали за действиями Путина 19 лет, правда? Я думаю, мы должны были бы понять за это время, что компромисс действительно невозможен с Путиным", - отмечает он.
Сейчас вернув в зал Россию ПАСЕ получила демарш от Эстонии, Грузии, Латвии, Литвы, Польши и Украины. Национальные делегации заявили о совместных действиях и срочное оставление сессии для консультаций со своими правительствами.
Но когда на самом деле нужны были такие демарши и почему ПАСЕ так единодушно приняла решение простить России все? Уже после поражения в Страсбурге политики и дипломаты в Киеве скажут, что этот бой в ПАСЕ был обречен с самого начала.
"Решение о возвращении российской делегации в ПАСЕ было принято до президентских выборов в Украине. Оно назревало и было бы принято при любом развитии политической ситуации в Украине", - заявил министр иностранных дел Украины Павел Климкин.
Получается, на этой неделе в ПАСЕ делегаты на самом деле ничего не решали. Они прибыли в Страсбург и лишь формализовали то, о чем договорились в другом месте.
17 мая 2019 года. В Хельсинки собирается Комитет министров Совета Европы. Если Парламентская ассамблея — консультативный орган, комитет министров — руководящий орган. Именно он принял — Россию в ПАСЕ надо возвращать. Вот как сообщает о решении в Хельсинки министр иностранных дел Германии.
"Хорошие новости, мы согласились, что России следует остаться в Парламентской ассамблее Совета Европы. Особенно потому, что это сохраняет право миллионам россиян обращаться в Европейский суд по правам человека", - пояснил министр иностранных дел Германии Гайко Маас.
Интересно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров на этой встрече был. А вот министр иностранных дел Украины Павел Климкин сборы руководящего органа Совета Европы проигнорировал. О том, что Украину там ждет поражение — Киев знал уже тогда.
Так если решение ПАСЕ было известно заранее — почему в самом Киеве политики, эксперты и журналисты также создавали впечатление, что битва еще впереди? Почему формальное воплощение решенного вопроса оказалось неожиданностью? И почему общество, безосновательно ожидая новый реверанс со стороны Европы, разделилось лишь в поисках виновных, а не в поисках стратегий на будущее? Тем более впереди немало новых опасностей. От очевидных, таких как "Северный поток-2". До таких, что не лежат на поверхности — впервые за пять лет Запад начал говорить с Россией об Украине без самой Украины.
Кстати, была на этой неделе неожиданность и для европейских делегаций. Поведение россиян, что в кулуарах после возвращения не скрывая улыбки давали понять, кто здесь теперь хозяин, стало для многих неприятным сюрпризом.
Самым простым здесь было бы сказать — такая наглость может снова стоить России место в ПАСЕ. Но время вырываться из привычного состояния - измена или победа. Пора признать - Россия уже два месяца назад переиграла Украину и Европу: получила уступки в обмен на ничего. А следовательно следует выучить урок и готовиться к следующему. ПАСЕ - это лишь самая маленькая проблема.
Григорий Жигалов, Радио Свобода. Специально для ТСН.Тиждень.