Роман Виктюк — это целый мир, в котором действовали свои законы и сегодня, 17 ноября, мы прощается с этим миром и гениальным режиссером, который его создал.
Наверное, нет такого человека, а тем более театрала, который бы не знал имени Романа Виктюка. Роман Виктюка называли режиссером без возраста. Вернее, ему всегда было где-то в районе двадцати лет. О нем часто говорили: "скандальный", потому что в то время это определение было синонимом понятий "яркий", "нестандартный". Когда он появлялся в репетиционном зале, на телеэкране и в радиоэфире — следовало ожидать мощного энергетического воздействия, парадоксальных рассуждений, сенсационных заявлений.
Роман Виктюк родился во Львове, первые спектакли поставил еще в школе и во Дворце пионеров. Сразу после окончания школы он уехал в Москву и поступил на актерский факультет ГИТИСа. Яркого студента приглашали в московские театры, но он, закончив институт, вернулся домой. Играл во львовском Театре юного зрителя и там же ставил спектакли. Как режиссера Виктюка стали приглашать на постановки в киевские театры. В семидесятые годы он работал в Русском драматическом театре в Вильнюсе. А в середине 70-х Виктюк возвращается в Москву.
Самой знаменитой постановкой Виктюка стали "Служанки" в театре "Сатирикон". Премьера состоялась в 1988 году, в спектакле играли Константин Райкин, Николай Добрынин, Сергей Зарубин. Он был поставлен по пьесе французского драматурга Жана Жене. Поводом для шума послужило то, что женские роли у Виктюка играли мужчины. Этот спектакль стал событием театральной жизни Москвы, символом нового — свободного, не скованного идеологическими и социальными рамками — авангардного театра.
А потом он создал свой собственный "Театр Романа Виктюка". Идея создания театра возникла в 1991 году, и ее автором был, без сомнения, сам Роман Виктюк. Театр возник из антрепризы. А первой постановкой стал эпатажный спектакль "М. Баттерфляй", авторства Д. Г. Хуана.
В то время в состав театра вошли многие актеры, с которыми ранее был знаком Роман Виктюк. Театр назвали государственным через пять лет после своей первой премьеры, в 1996 году. К тому времени в спектаклях неоднократно принимали участие многие звезды первой величины.
Виктюк работал со многими известными артистами, некоторых из них открыл публике или вернул в профессию. В его спектаклях играли Елена Образцова, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Дмитрий Певцов, Валентина Талызина, Маргарита Терехова, Эрик Курмангалиев, Ирина Метлицкая, Сергей Виноградов и др.
В режиссерском активе мастера более 200 спектаклей.
В 1991 году Виктюк становится лауреатом премии "Киевская пектораль" в категории "Лучший спектакль драматического театра" (спектакль "Дама без камелий") и номинантом в категории "Лучшая режиссерская работа" (спектакль "Дама без камелий"). Награжден премией СТД Украины "Триумф".
В 1998 году в репертуаре театра появляется "Саломея" — культовая постановка Виктюка и визитная карточка театра, по которой можно считывать яркие черты стиля режиссера.
Почти все спектакли, выпущенные в авторском, режиссерском театре Романа Виктюка продолжают собирать публику, хотя за это время успело смениться несколько поколений театральных зрителей. Без сомнения, эти спектакли будут жить долго и после того, как Режиссер ушел в мир иной. На память нам остается мощное творчество Маэстро и яркие высказывания гениального Романа Виктюка
- Я вынес на театральную сцену любовь, ревность, подозрение. Я красиво обнажил не только душу, но и тело
- Вся моя жизнь — история безумия
- Искусство — это радость, жизнь — кошмар. Когда выходишь на подмостки, ничего другого для тебя уже не существует. В этом наше единственное спасение
- Идеальный мир — тот, который мы дарим друг другу
- Режиссеру всегда должно быть 19, потому что он всегда начинает. И если у него есть опыт и знания, то он много теряет.
- Рыбка тогда выскакивает из пруда, когда чувствует, что на берегу хороший человек. Важно потом не превратиться из хорошего дедушки в плохого, который, увидев золотую рыбку, подумает: "А, сейчас будет товар!"
- Тревога — это тот микроб или тот дьявольский (я акцентирую, дьявольский!) Голос, который пытается человека усыпить.
- У меня на дверях квартиры в Москве есть две вещи желто-голубые, и никто мне ничего не говорит. Мой дом первый от Кремля, и у меня желто-голубые ленты. Это правда.
- Какой же Путин народ? Он от черта.
- Хочу жителям Донбасса сказать только одно: вы живете вне Бога, вы Его не слышите. На секунду выключите все телеканалы, закройте глаза и побудьте в тишине. Без зла, без насилия, без убийства. В этой тишине, приобщившись к небу, может быть, в вашей душе что-то произойдет. Должно произойти, если вы украинцы. Если вы не граждане Украины, даже эта тишина вам не поможет, тогда оставьте Украину в покое.
- Каждый человек — маленькое солнышко. А солнышко нельзя ни остановить, ни погасить. Когда маленькие солнышки объединяются в большое вселенское солнце, тогда отступает любая беда. Нужно помнить, что все те святые души, покинувшие Землю, никуда не исчезают. Их энергия все время над нами. Это небесная энергия. Она идет от Бога.