Настоящую причину запуска российский ракет еще должна быть установлена.
Украина до сих пор не может получить для расшифровки "черные ящики".
Три дня с момента катастрофы Иран замалчивал настоящую ее причину. Что технические проблемы - ни к чему, и Боинг таки сбили - первыми поняли украинские эксперты, когда нашли личные вещи из самолета со следами осколков.
Бывшая гражданская жена Игоря Матькова Кристина Александрович рассказала, как бывалый покоритель неба занервничал: "Говорит: "Представляешь, у меня стоял рейс в Барселону, но меня сняли и вместо нее поставили Тегеран. А там такое творится! Мне, говорит, лететь даже как-то тревожно...".
От этого времени подобные мелочи все время сопровождали рейс PS752. В частности, совместная фотография Игоря и остальных восьми членов украинского экипажа. Это совсем не привычно, говорят пилоты. В авиации есть свои ритуалы - они никак не касаются инструкций и технологий. По сути это предрассудки, но их придерживаются почти все и одно из правил - не фотографироваться перед вылетом!
Утро 8 января. Аэропорт Имама Хомейни в иранском Тегеране. Boeing 737 авиакомпании "Международные авиалинии Украины" вот-вот должен вылететь в Киеве. На борту – 167 пассажиров, девять членов экипажа. Часами ранее официальный Иран наносит ракетные удары по американским военным базам в Ираке. Федеральное агентство авиационной безопасности США запрещает полеты своей гражданской авиации над странами Ближнего Востока, но для остальных стран небо открыто. Никаких запретов или по крайней мере предупреждений о хоть какой-то опасности для гражданских самолетов нет. Куча лайнеров со всего мира стоят на взлетной полосе, подтвердит президент МАУ.
Так, из аэропорта Тегерана в привычном режиме отправляются пассажирские суда. До своего взлета готовится и самолет украинских авиалиний. Командир вовремя замечает – судно перегружено. Рейс вынужденно задерживают для разгрузки. Это штатная ситуация и правильное решение опытного командира, который не хочет даже минимально рисковать людьми. Но это еще одна мелочь в чашах этого рейса. Боингу диспетчеры дают добро на взлет. От земли он отрывается в 4.42 по Киеву. Набирает почти два с половиной километра высоты. Самолет отражается на аэродромных радарах.
Окажется, за самолетом в это время следили, и другие радары секретных военных баз Ирана. Несколько из них, по данным разведки США, размещены неподалеку от тегеранского аэропорта, откуда в этот момент именно взлетает украинский Боинг. Это станет известно позже, как и то, что охраняют базы фактически отделены от остальной иранской армии спецсили - Корпус стражей исламской революции. Это не штатные армейские подразделения, а наиболее идеологизированные подразделения - параллельная армии структура, которая не подчиняется армейским генералам. На вооружении Исламских стражей является, в частности, российские "ТОРы".
Как подозревает украинский посол в США Владимир Ельченко, именно эти зенитно-ракетные комплексы Россия продала Ирану в обход международных санкций. Пока неизвестно, насколько способно поставленное Москвой программное обеспечение этих ТОРов различить быструю военную цель и крупный пассажирский лайнер, если знать, что утром 8 января стражи исламской революции ввели в боевую готовность "ТОРы", ожидая возможной атаки в ответ США.
Боинг украинских авиалиний летел в Киев. Он не отклонялся от курса.Ст начала взлета проходит три минуты, и судно, вдруг, подает последний электронный сигнал. Через несколько часов мир с ужасом будет наблюдать за любительскими кадрами, как горит и разбивается самолет.
Почему это произошло? Официальный Иран заявит: вероятнее всего, техническая неисправность самолета. Двигатели, мол, загорелись просто в воздухе. Но почему пилоты не успели подать сигнал СОС? Что-то не совпадало сразу... А заявления нескольких стран на основе разведданных вообще переводили "техническую неисправность" как причину трагедии в разряд невероятного. Окончательный вывод Украина имела почти сразу после прибытия на место трагедии украинских экспертов. "Оператор системы ПВО решил, что это крылатая ракета. Он должен был связаться с командованием перед тем, как решать сбивать. Здесь он ошибся", - заявил командующий ВВС Ирана Амир Али Хаджизаде.
И не могла ли эта ошибка быть запрограммированной. Военные эксперты, которые исследуют армии Ближнего Востока, обнаружили еще одно возможное роковое совпадение: время попадания ракет по украинскому борту совпадает с промежутком, когда мусульмане молятся. А те, кто находится в рядах подразделений стражей исламской революции, крайне религиозны. Особенности же российского ракетного комплекса "ТОР" очень специфически - введенные в боевую готовность, ракеты автоматически срабатывают по зафиксированной цели. Пуск еще можно отменить. На это, мол, есть считанные секунды. Поэтому, не эти ли именно вероятные секунды не отвлеклись иранский часовой на молитву.
Настоящую причину запуска российский ракет еще должна быть установлена, так как факт попытки, если не скрыть, то как можно дольше оттянуть Ираном причину катастрофы самолета с трудом с двумя сотнями пассажиров на борту мир увидел. Украина и мир замерли в скорби и ожидании ответов. Не должно остаться ни одной нераскрытой детали или совпадения. Это важно и для памяти погибших, и для живых.