Локдаун в Украине для бизнеса: чем грозит жесткий карантин предпринимателям и ФЛП
Предприниматели боятся тотального закрытия из-за того, что понесут большие убытки.

О локдауне в Украине до или после Нового года во власти говорят все чаще. Премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что в правительстве поддержат бизнес, а Кабмин уже даже разработал программы помощи ФЛП, сохранения рабочих мест и компенсации на уплату единого социального взноса.
Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что для поддержки бизнеса предложенных мер недостаточно. Ранее ТСН.ua пообщался с экспертами и узнал ответы на главные вопросы о том, что будет с бизнесом и поможет ему удержаться на плаву правительственная программа.
Что о жестких ограничениях думают сами предприниматели, которые уже пережили весенний локдаун, который длился с 12 марта по 12 мая, - они поделились с ТСН.ua.
Особенно ощутимый удар от локдауна и введение карантина получил мелкий бизнес. Многие предприниматели жалуются, что оказались на грани выживания.
"У меня туристическое агентство и кафе. Так вот, агентство уже почти год не работает, а кафе только начало становиться на ноги, но и здесь нам власть "помогла". Не знаю, переживет ли мой бизнес этот карантин. Вести бизнес в Украине — это как плыть в ледяной воде, когда тебе никто не бросит спасательный круг, а рядом еще будет плавать правительственная лодка и добивает тех, кто плывет, палкой, под общие крики, что ты платишь мало налогов. Я, как владелец малого бизнеса, мягко говоря, опешил от "карантина выходного дня". Главное — ничего не предложено взамен. А затянуть пояса должны только выборочно — не Эпицентр, АТБ или Сильпо и не Велюр! Своим все — чужим закон! Восемь лет жизни пытался, создавал и строил свое дело, чтобы его убили", — прокомментировал ТСН. ua частный предприниматель, владелец кафе и турагенства Артем Пушков.
Жалуются на сложную ситуацию и владельцы парикмахерских. У них существенно уменьшились доходы и количество клиентов.
"Карантин сказывается на ведении бизнеса очень плохо. Владельцы помещений не уступают и требуют выплачивать 50-70% аренды. А платить эти деньги не работая, очень трудно, если у тебя сеть заведений в разных городах. Первые два месяца локдауна мы понесли очень большие убытки. Клиенты в Кривому Роге самом деле посещают нас как всегда. В Одессе количество клиентов уменьшилось потому что их на самом деле пугает коронавирус. Мне трудно сказать, что ожидает нас в следующем локдауне и какова будет его продолжительность. Но вводить локдаун на новогодние праздники нельзя, потому что для многих предпринимателей это — лучшее время для предоставления услуг или продажи своих товаров ", — говорит ТСН.ua владелец Barber Shop Борис Бычков.
Не менее сложная ситуация сложилась у владельцев заведений. Предприниматели уже говорят о том, что вскоре их бизнес может просто закрыться.
"Проблема сейчас с" карантином выходного дня "- это не такая важная проблема как та, что при первом локдауне очень сильно опустили людей — у них нет средств. Чем дальше, тем люди все меньше и меньше стали ходит в заведение. Выходной ли выходной — клиентов нет. Люди больше делают покупки в супермаркетах, чем в заведениях. Выходной день для ресторана — это 70% дохода. Аренду никто не отменял, налоги оплачиваются сполна. Относительно работников — сокращение, потому что просто нечем платить. Все идет к тому, что рано или поздно придется вообще закрываться", - говорит владелец пиццерии Veterano Pizza, участник АТО Александр Овчаренко.
Относительно среднего бизнеса, то введение карантина тоже негативно повлияло на его ведение и развитие, в частности, вызвало определенные дополнительные расходы и сокращения объемов продаж.
"Наше предприятие занимается изготовлением томатной продукции. Прежде всего у нас произошло сокращение объемов продаж, упала покупательная способность граждан, второе — сокращение количества людей, которые могут одновременно находиться в одном помещении. Также у нас появились дополнительные расходы на перевозку работников. Мы расположены за городом, поэтому количество рейсов автобусов возросло. У нас переформатировались изменения, тоже повлекло за собой дополнительные расходы. Плюс к этому, многие поставщики закрылись, смещаются сроки закупок, почти вдвое выросли цены на транспортировку продукции у перевозчиков и на упаковку. Поскольку мы на пищевом производстве, локдаун не сыграет для нас особой роли. Он отразится на нас негативно, если закроют наших поставщиков тары и упаковки. Закупиться тарой на 4 месяца вперед нашему предприятию сейчас накладно ", — рассказали ТСН.ua в ООО" АСС ".
Большинство предпринимателей считает, что правительство введением локдауна оставит их "без штанов", поэтому просят дать им поработать перед Новым годом и хотя бы неделю после.
"Мы пережили уже один локдаун, и когда мы его переживали, мы оказались один на один с нашими сотрудниками. Потом карантин закончился сам по себе. Мы начали работать, открыли летние площадки. Там, где я работаю, у нас 2000 работников и вполне креативная индустрия. Нас просто положили на лопатки, и у нас просто нет выхода, мы исчерпали все ресурсы. Когда нас тогда оставили один на один, мы сейчас начинаем говорить о доверии. У нас во Львове уровень гражданского общества очень высокий, у нас не было "велюров". Мы честно закрыли все. Мы готовы и сейчас закрыться. Мы понимаем, что нет другого способа чем локдаун. Дайте отработать неделю до Нового года и неделю после, и мы готовы закрыться", — сказал в ток-шоу "Свобода слова" ресторатор из Львова Юрий Назарук.
Что известно о возможном локдауне в Украине:
- Министр здравоохранения Максим Степанов отметил, что единственным условием, при котором в Украине введут жесткий карантин, является коллапс медицинской системы.
- Локдаун в Украине на новогодние праздники: что говорят чиновники и предлагает Кабмин.
- На Банковой озвучили конечный срок, когда могут ввести локдаун в Украине. Людей обещают предупредить заранее.
- В Минздраве назвали единственное условие введения локдауна. Если более 75% заполненных коек в больницах, то медсистема не выдержит, говорит Максим Степанов.
- Как правительство планирует поддержать бизнес во время усиленного карантина.