Более 90% украинских школ проигнорировали закон об инклюзивном образовании
Дети с инвалидностью пришли только в 9 школ из 100.
© pixabay.com
Новый закон об инклюзивном образовании уже в действии, но на практике школьники с особыми потребностями не везде могут им воспользоваться. Теоретически теперь ни одна школа не имеет права отказать такому ребенку в приеме ее на учебу, однако до внедрения норм закона есть много вопросов, говорится в сюжете ТСН.19:30.
Настя – особенный ребенок, настолько милая и позитивная, что когда общаешься с ней, невольно улыбаешься. Она ходила в инклюзивный садик, мечтала о школе, но пришлось идти все же в интернат. Мама написала заявления в три школы, но несмотря на новый закон, все они отказали – причины каждый из директоров придумывал свои. "Все очень хорошо придумали, но сами кадры они не успели переквалифицировать. Закон ушел немного вперед, не готовы сами школы", - считает она.
Так же о школе мечтали и Елизар с мамой – и вот он среди обычных учеников. Учительница признается, что несмотря на свой 30-летний опыт, начинать этот учебный год было страшно. "Он должен научиться жить в нашей среде. Я должна его научить писать, считать и все остальное. Конечно, больше внимания. Это конечно, больше тепла и нежности – хорошо, что я это могу дать, и чтобы ему было интересно, к сожалению, он утром еще плачет", - признается Ирина Кочеривец.
Несколько дней и парень адаптировался, у него уже есть любимый предмет – рисование. Единственное отличие от других учеников – рядом с Єлизаром всегда ассистент учителя, это одно из условий инклюзивного класса. Человек, который подсказывает, поддерживает, помогает. "Я вижу, как помощник учителя, учитель подошли к нему, и вы знаете, я спокойна. Моего ребенка понимают, поддерживают, сопровождают, он с удовольствием бежит в школу, хочет общаться с детьми", - говорит Татьяна Корент.
© СБУ
© СБУ
© СБУ
По новому закону, инклюзивный класс должен быть в каждой школе, в которой хочет учиться такой ребенок. Для устройства в школу родителям необходимо получить заключение специальной комиссии – ребенка должны осмотреть психолог, врач и педагог. Они определяют, может ли она учиться по школьной программе. Но, несмотря на закон, до такого образования, по данным министерства, участвующие только 9% школ Украины. В Киеве, где инклюзивное обучение не новое явление, в этом году в школу пошли 535 особых детей.
Одна из таких школ расположена в Песочине Харьковской области – там везде пандусы, нет порогов, лифты и оборудованные туалеты. Ее строили с нуля, и здесь уже есть две особые ученицы на колясках. Училась дополнительно и их первая учительница. "Детки к нам обратились еще в августе, не было никаких проблем, их все воспринимают, как обычных детей, а они и есть обычные дети", - говорит педагог. Этого хотят и сами дети – почувствовать, что они вполне нормальны, и могут жить наравне со всеми.
Корреспондент ТСН Татьяна Фруктова