Фишки местных выборов: рейтинги, подкуп гречкой и бенефис региональных партий

Фишки местных выборов: рейтинги, подкуп гречкой и бенефис региональных партий

Фото: ТСН.ua

Кандидаты раздавали вареную гречку и катали на воздушном шаре

До местных выборов остались считанные дни. У президента сделали ставку на всеукраинский опрос, который уже наделал немало шума. Все же в воскресенье, 25 октября, украинцам придется сосредоточиться на главном — выборе новых представителей местных властей. Но надо помнить, что, во-первых, выборы пройдут по новой избирательной системе. Во-вторых, изменения коснулись и бюллетеней, которых в некоторых регионах избиратели получат аж по пять на руки. В-третьих, в то время, когда люди совершенно растеряны и не знают, кто куда баллотируется, кого и на какой срок выбираем, кандидаты устраивают настоящий трэш, который граничит и даже переходит законные границы агитации. ТСН.ua собрал информацию о рейтингах партий и курьезных случаях предвыборной гонки.

Влияние коронавируса

В среду, 21 октября, в Украине очередной антирекорд заболеваемости COVID — 6719 случаев. Безусловно влияние пандемии вносит свои коррективы в местные выборы. Социологи прогнозируют снижение явки в день голосования 25 октября с 60% до 50%.

Выступая 20 октября с ежегодным посланием к Верховной Раде, Владимир Зеленский фактически обвинил местные власти в пренебрежении решениями правительства, проводя многотысячные концерты в день городов в погоне за рейтингами.

«Это игра в «злого полицейского» в столице и «доброго» на местах. Знайте: возможно, количество голосов за вас в вашем регионе будет больше. Но количество больных и умерших будет не вашей совести», — заявил Зеленский с трибуны ВР, забывая, что и сам с командой ездил по регионам во время адаптивного карантина.

Однако, львиная доля ответственности лежит именно на местной власти, которая, создавая свои региональные партии, очень часто прибегает к использованию админресурса. Но, в комментарии ТСН.ua гендиректор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель подчеркивает, что надо говорить не столько об админресурсе, сколько о финансовом аспекте избирательной кампании.

«Действительно, были примеры, когда работники Одесского горсовета работали, как агитаторы партии действующего мэра. Если же говорить о фактах админресурса, мы не увидим больших масштабов. Больше меня беспокоят масштабы кампаний, которые проводят региональные политпартии, и часто они больше всеукраинских. Например, политическая партия действующего мэра Чернигова провела масштабную кампанию ознакомления с партией в период карантина. Каждую неделю было по несколько презентаций партии в поселках и маленьких городках области, которые сопровождались к примеру концертами Олега Скрипки — не самого дешевого украинского артиста. По крайней мере публично он не заявлял о приверженности этой партии, поэтому сомневаюсь, что он агитировал бесплатно», — отмечает Алексей Кошель.

Партии, рейтинги и кандидаты

Оппозиция называет местные выборы лакмусовой бумажкой, мол, их результаты покажут уровень доверия украинцев к действующей власти. В «Слуге народа» оппонируют, что их партия по электоральным симпатиям до сих пор на первом месте.

Так, действительно, последние опросы социологической группы «Рейтинг» показывают, что по электоральным симпатиям на первом месте (среди тех, кто определился и готов прийти на выборы) именно пропрезидентская партия «Слуга народа» — 16,7%. На втором — пророссийская ОПЗЖ — 13,5%. Немного отстает «ЕС» — 13,2%. Пятерку лидеров замыкают «Батькивщина» — 8,6%, и партия «За майбутнє» — 7,4%. Именно эти партии преодолевают 5% проходной барьер.

Однако, по словам президента Центра Разумкова Юрия Якименко, если говорить о динамике «Слуги народа», в парламентском рейтинге от сентября 2019 до сентября 2020 наблюдается падение с 51% до 22%.

«Партия более чем в два раза растеряла избирателей. И за то же время выросли рейтинги крупнейших оппонентов — это ОПЗЖ и ЕС, они примерно идут на одинаковом уровне — 10-11%. Если говорить о местных выборах, там их позиции еще ниже. Если смотреть по персоналиям, по городским головам крупных городов, начиная с Киева, там также нет особых шансов на успех», — отметил Юрий Якименко.

По данным Минюста в Украине более 360 партий. Более 10 новых зарегистрировались именно под местные выборы. Поэтому многое будет зависеть и от результатов голосования на местах именно за региональные партии. Такие есть в Одессе, Днепре, Харькове, Чернигове, Львове, Виннице. Но, по словам Алексея Кошеля, есть категория традиционных регионов, где поддержка так называемых региональных партий и до этого была высокая. Это Закарпатье, Хмельницкая, Черкасская, Одесская, Харьковская области.

«Но на нынешних выборах просто всплеск появления новых так называемых региональных партий. В этом я вижу достаточно серьезные риски. Это недоработка Минюста и парламента. Проблема новой редакции закона о политпартиях давно перезрела. Де-юре у нас только всеукраинские партии. А де-факто имеет место обман, когда партия носит региональное название, работает в пределах отдельной области или города, а формально имеет ячейки в большинстве регионов Украины (на бумаге — Авт.). Мы проводили опрос наших наблюдателей на предмет того, какие партии наиболее активны в избирательный агитации. Во многих регионах на первых местах стоят именно региональные партии», — говорит Алексей Кошель.

Сюрпризы с бюллетенями и идеология

Много неожиданных сюрпризов, которые рискуют повлиять на результаты местных выборов, может принести и неправильное заполнение избирателями бюллетеней. Ведь новый Избирательный кодекс, который начал действовать с 1 января 2020 года, изменил не только саму систему выборов, но и избирательный бюллетень. И несмотря на активную просветительскую кампанию в соцсетях и СМИ, многие люди не понимают, как правильно заполнить бюллетень и попросту не потерять свой голос.

«Конечно, если общаться с людьми на улице, я бы не сказала, что есть какие-то оптимистичные ожидания. Но надо понимать, что трагедии в заполнении бюллетеня только за партию нет. В двух случаях бюллетень будет признан недействительным. Если одновременно будет отмечено две партии, что в принципе логично, потому что и на предыдущих выборах, и в мажоритарной системе, и в любой другой, если вы поставите галочку или крестик двум кандидатам, очевидно, что этот бюллетень не может быть действительным. И второй случай — если будет заполнено только поле за кандидата, то есть проставлен номер в бюллетене, но ни одна партия не будет отмечена. Что также логично, так как кандидат баллотируется по списку партии, и если избиратель эту партию не поддерживает, тогда его волеизъявление здесь не является полным. Однако если избиратель поставит галочку или крестик за партию, а отметит кандидата в списке другой партии, тогда этот бюллетень все же будет признан действительным, то есть голос пойдет только на счет партии», — пояснила ТСН.ua председатель правления Гражданской сети« ОПОРА» Ольга Айвазовская. 

А понимают ли избиратели идеологию партий и кандидатов, которые идут в местные органы исполнительной власти? Четко ли сами партии и кандидаты четко артикулируют свою идеологию? Политолог Владимир Фесенко отмечает, что на местных выборах не может быть идеологий, возможна местная повестка и местная проблематика, потому идеология это всегда базовые, системные, широкие конструкции, когда речь идет о национальных интересах, когда люди для себя определяются, каким должен быть вектор внешней политики, какими должны быть реформы, либеральными, или консервативными, снижать налоги, или наоборот, сохранять высокий уровень налогообложения, чтобы сделать акцент на повышении пенсий и т.д.

«Однако на этих выборах очень четко проявляются разногласия между партиями, которые, как это ни парадоксально, на местных выборах выступают с общеукраинской повесткой дня. Именно с идеологической. Самый яркий пример - ОПЗЖ и ЕС. И у «Слуги народа», кстати, всеукраинская кампания с этим всенародным опросом.  Местные партии (но не все, есть исключения) в большинстве делают акцент на местной повестке дня. Особенно это партии местных мэров или элит. Для них важно построить мост, дороги. Некоторые местные партии, это также парадокс, создавались, как партий мэров, например, но с претензией на общенациональные интересы. Главный фаворит на этих выборах - это как раз местные партии. У всех предыдущих парламентских партий рейтинги менее 20%. Но здесь еще один интересный момент - парадокс. Рейтинги мэров в большинстве случаев выше рейтингов их местных партий.  Для избирателей на этих выборах гораздо важнее личностный фактор», - говорит в комментарии ТСН.ua Владимир Фесенко.

Подкуп: гречка и воздушный шар

Казалось бы, победа Владимира Зеленского и «Слуги народа» в прошлом году показала, что традиционная, к тому же незаконная агитация гречкой и продпайками, что является подкупом, давно в прошлом, а будущее за соцсетями и короткими видеороликами. Да, многие кандидаты перешли в онлайн, потратив более миллиона долларов на продвижение своей рекламы в Facebook, Instagram и YouTube.

За все годы проведения различных выборов украинцев уже мало чем удивишь. Однако и на этот раз кандидаты и партии все же бьют рекорды. И речь даже не о таких вопиющих случаях, как регистрация кандидатом в мэры Славянска Нели Штепы, которую обвиняют в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, а также в создании террористической группы. Или как бывший депутат ВР Виктор Лозинский, приговоренный к 15 годам лишения свободы за умышленное убийство, сейчас баллотируется на должность главы Подвысоцкой ОТГ Голованевского района Кировоградской области. Такие случаи скорее дело правоохранительных органов.

Куда больший резонанс в соцсетях вызвали экстравагантные попытки местных кандидатов пропиариться и заработать побольше электоральных баллов. Наверное, больше мемов в интернете появилось после «полета» Ирины Верещук над столицей, а также танцевальный батл Виталия Кличко и Ирины Верещук в TikTok. На этой неделе информационное пространство взорвала новость о выборах в Сумской горсовет, куда от трех разных партий баллотируются отец и два его сына.

Много и таких случаев, когда кандидаты шли на открытое нарушение закона. Так, например, в Виннице людям раздавали вареную кашу, салат из капусты и чай. По данному факту полицейские открыли уголовное производство.

По словам Ольги Айвазовской, в целом по Украине на сегодня составлено около 1500 админпротоколов о незаконной агитации, или по агитации без исходных данных, то есть, когда она оплачена не из избирательного фонда. Также открыто 475 уголовных производств, есть десятки врученных подозрений, как по подкупу, так и по другим нарушениям.

«Например одесский суд вынес решение об избрании меры пресечения в отношении участников события, во время которого передавалось $45 тыс. на подкуп избирателей с участием члена ТИК. Но преступником человека можно назвать только после приговора суда. Местная кампания очень короткая. Кандидаты подавали документы с 15 до 24 сентября. Потом было еще 5 дней для их регистрации. Фактически только в октябре в отношении участников выборов могут открываться уголовные производства и предприниматься действия по совершению нарушений. Потому что если вы не являетесь субъектом избирательного процесса, если вы не зарегистрированы в качестве кандидата, то вы можете делать все, что считаете необходимым, вас нельзя привлечь к ответственности. А вот октябрь — это месяц, когда вы уже по сути является участником процесса, по этому есть официальное решение ТИК и вы подпадаете под нормы избирательного законодательства, которого должны придерживаться, и на вас могут быть наложены санкции за его нарушение, или в пределах Уголовного кодекса, или Кодекса об административных правонарушениях», — отмечает в комментарии ТСН.ua Ольга Айвазовская.

Например, в Киеве один из кандидатов привез песок для песочниц на детских площадках и раздавал детям воздушные шарики. В Чернигове накануне дня города жителей бесплатно катали на воздушном шаре, и это было в то время, когда город попал в красную карантинную зону.

О полетах на воздушном шаре в Чернигове, которые осуществлялись неизвестными лицами, подробно писала ОПОРА: «На сегодняшний день действующее законодательство позволяет совмещать предвыборную агитацию с раздачей «брендированной» партийной продукции, изготовленной из избирательного фонда кандидата или партии, и стоимость которой не превышает 6% необлагаемого минимума доходов граждан (63 грн. — Авт.). Это могут быть плакаты, открытки, календари, блокноты, ручки, зажигалки, спички, значки, бейджи, USB-флешки, вымпелы, флаги, книги, пакеты, футболки, кепки, шарфы, зонты, то есть что-то вроде сувенира на память. Раздача других товаров, работ и услуг, соединенная с агитацией, под запретом, ведь это косвенный подкуп. В данной ситуации в зависимости от стоимости предоставленной избирателям работы или услуги наступает админответственность по ч. 2 ст. 212 КУоАП, или уголовная ответственность по ч.3 ст. 160 УК».

Статья из подборки новостей:
Выборы
Следующая публикация