Перейти к содержанию
Годовщина авиакатастрофы самолета МАУ над Тегераном: как продвигается расследование, что говорят стороны
ТСН.ua

Украинский самолет сбила иранская ракета, все 167 пассажиров и 9 членов экипажа погибли.

2020 год из-за пандемии коронавируса был для для всего мира сложным, но для Украины он стал еще и трагическим, поскольку 8 января 2020-го в небе над Тегераном был сбит украинский пассажирский самолет авиакомпании МАУ со 176 пассажирами на борту.

8 января 2021 года исполняется ровно год с того дня, когда борт, выполнявший рейс "Тегеран-Киев", сбила иранская ракета "земля-воздух". На борту находились 167 пассажиров и 9 членов экипажа, никто не выжил. Весь экипаж, а также два пассажира были гражданами Украины. Среди погибших также были граждане Ирана, Канады, Швеции, Афганистана, Великобритании и Германии.

Изначально иранцы заявили о том, что причиной авиакатастрофы стала техническая неисправность самолета. Однако 11 января официальный Тегеран признал, что самолет МАУ сбила ракета, а трагедия произошла "из-за человеческого фактора". Началось расследование, которое продолжается до сих пор.

Как оно продвигается, что удалось выяснить за год, что говорят стороны расследования: пострадавшие страны и Иран, а также наказаны ли виновные, ТСН.ua собрал все, что известно на данный момент.

Что надо знать о катастрофе и 8 января 2020 года

Авария произошла 8 января около 4:30 утра по киевскому времени. Самолет рейса PS752 сообщением "Тегеран-Киев" взлетел из международного аэропорта Имама Хомейни. Всего через несколько минут после взлета очевидцы сняли, как самолет загорелся, резко начал терять высоту и разбился.

Первым о падении Boeing 737-800 авиакомпании "МАУ" сообщило частное иранское новостное агентство Tasnim. Впоследствии информацию о падении украинского самолета и гибель всех пассажиров на борту официально сообщили спасательные службы Ирана.

Через несколько часов после падения самолета украинский МИД подтвердил, что Boeing МАУ потерпел катастрофу. В свою очередь, президент Владимир Зеленский выразил соболезнования семьям погибших и заявил, что возвращается в Киев из Омана, где имел рабочую поездку.

Президент также поручил Совету национальной безопасности и обороны создать оперативный штаб для расследования авиакатастрофы, руководителем которого стал секретарь СНБО Украины Алексей Данилов. В ведомстве подтвердили факт гибели 11 украинцев — девяти членов экипажа и двух пассажиров. Тогда же появились списки всех 167 пассажиров на борту. Генеральная прокуратура заявила о начале досудебного расследования авиакатастрофы.

авіакатастрофа в Ірані, інфографіка
ТСН.ua

Хронология событий 9-11 января: Иран признал, что в самолет попала ракета

К вечеру 9 января американское издание Newsweek, а также телеканал CBS News со ссылкой на собственные источники сообщили, что Boeing 737-800 сбила иранская ракета.

Впоследствии версию о попадании ракеты в самолет озвучил премьер-министр Канады Джастин Трюдо, а американский президент Дональд Трамп назвал авиакатастрофу "подозрительной". По его словам, полет проходил над беспокойным районом, поэтому "кто-то мог просто ошибиться".

Несмотря на озвученные заявления, гражданская авиация Ирана опровергла версию о ракетном ударе по украинскому самолету. Официальный Тегеран назвал обвинения в ракетном ударе "нелепыми слухами" и "психологической войной".

В ночь на 11 января британская газета The Guardian заявила, что военные Ирана якобы перепутали самолет МАУ, который вылетел из аэропорта Тегерана, с "вражеским" объектом США и сбили его ракетой. Отмечается, что было выпущено две ракеты российского производства. Речь идет скорее всего о "Тор-М1", которые Тегеран купил у Москвы в 2005 году. Дальность поражения — 12 километров.

Рано утром 11 января официальный Иран заявил, что ракета "земля-воздух" сбила самолет "МАУ" рейсом "Тегеран-Киев". В официальном заявлении говорилось о том, что трагедия произошла из-за "человеческого фактора". Самолет по ошибке приняли за вражеский объект после того как он повернул в сторону военного центра Корпуса стражей Исламской революции. За несколько часов до катастрофы иранские военные обстреляли две военные базы США на территории Ирака.

Президент Ирана Хасан Роухани назвал трагедию "непростительной ошибкой" и заявил, что страна продолжит расследование катастрофы украинского самолета. Между тем после признания правительства в иранской столице начались протесты.

В этот день еще одно заявление поступило от Корпуса стражей исламской революции. Элитное военно-политическое формирование Ирана взяло на себя ответственность за крушение украинского самолета. По словам командующего Военно-космическими войсками КСИР генерала Амир-Али Хаджизаде, система противовоздушной обороны восприняла пассажирский самолет за крылатую ракету.

Украинский лидер отреагировал на заявление и выразил надежду, что расследование по делу сбивания самолета МАУ пройдет без искусственных задержек и препятствий. Зеленский обратился к украинцам и пообещал, что страна дальше будет расследовать авиакатастрофу и добиваться наказания виновных.

Видео Украина получила записи разговоров свидетелей ракетных ударов по самолету МАУ рейса PS-752

ТСН.Тиждень получил от спецслужб сенсационное доказательство - запись переговоров диспетчерской аэропорта Тегерана и второго пилота самолета иранской компании "Асеман Эйрлайнз". Мужчина за штурвалом иранского лайнера видела и пуск ракеты, и взрыв. Эта запись доказывает - иранцы видели ракету с момента пуска, и до того, как она попала в украинский самолет.  Больше читайте здесь

Украина получила записи разговоров свидетелей ракетных ударов по самолету МАУ рейса PS-752

Расшифровка "черных ящиков"

Вопрос "кто будет заниматься расшифровкой "черных ящиков" самолета был актуальным с тех пор, как их нашли на месте аварии. Сначала Иран заявил, что самостоятельно займется самописцами и якобы начал их расшифровывать. Впрочем, через несколько дней Тегеран заявил, что не имеет соответствующего оборудования и готов передать ящики Франции. Затем Иран неоднократно отказывался передавать самописцы.

20 января иранский министр транспорта, дорог и транспортного сообщения Мохаммад Эслами прибыл в Украину и заявил, что Иран самостоятельно расшифровывает их, а руководитель отдела расследования событий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резаефа сказал, что "в случае неудачной попытки расшифровать "черные ящики", их передадут в Украину или Франции".

Таким образом Иран задерживал выдачу "черных ящиков" до лета и только в июле отправил их на экспертизу во Францию. Там их начали расшифровывать 20 июля, а уже 23 июля завершили предварительный анализ обоих бортовых самописцев сбитого под Тегераном самолета. Во время процесса извлечения данных из самописцев присутствовали представители США, Украины, Франции, Канады, Великобритании и Швеции, граждане которых погибли в авиакатастрофе.

Расшифровка "черных ящиков" Boeing 737 показывает, что в взбитый в Иране украинский самолет попали двумя ракетами с интервалом в 25 секунд. И в этом промежутке пассажиры были еще живы. Вторая ракета точно попала в самолет. А первая лишь задела шрапнелью. Это повредило радиолокационную систему и самописцы. Записи свидетельствуют: украинские пилоты до конца пытались спасти поврежденную машину.

Видео Иранское агентство гражданской авиации обнародовало первые данные "черных ящиков" сбитого "Боинга"

В сбитый в Иране украинский самолет попали двумя ракетами с интервалом в 25 секунд. И в этом промежутке пассажиры были еще живы. Такие первые данные из "черных ящиков" обнародовало иранское агентство гражданской авиации. Там говорят: вторая ракета точно попала в самолет. А первая лишь задела шрапнелью. Это повредило радиолокационную систему и самописцы. Записи свидетельствуют: украинские пилоты до конца пытались спасти поврежденную машину. Сейчас Украина, Канада, Великобритания, Швеция и Афганистан добиваются от Ирана компенсаций родственникам погибших. Следующий раунд переговоров - в октябре.  

Иранское агентство гражданской авиации обнародовало первые данные "черных ящиков" сбитого "Боинга"

Начало, ход и результаты расследования

Сразу после сбивания самолета Офис генпрокурора начал расследование катастрофы. В Иран на место падение самолета МАУ отправились украинские эксперты. Украинская Служба безопасности открыла производство по трем статьям Уголовного кодекса Украины: нарушение правил безопасности движения или эксплуатации воздушного или воздушного транспорта, умышленное убийство, умышленное уничтожение или повреждение имущества.

Сразу начали расследование и в Иране. Уже на следующий день после крушения, 9 января, Управление гражданской авиации Ирана обнародовало предварительный отчет расследования авиакатастрофы рейса PS752 авиакомпании МАУ. В своем отчете иранские следователи рассказали о показаниях очевидцев, неожиданной смене траектории самолета, пожаре в воздухе, а также заверили, что будут сотрудничать со всеми странами для установления причин авиакатастрофы. Однако обещания Иран выполнять не спешил.

Позже министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил, что человек, который ошибочно сбил украинский самолет МАУ под Тегераном, находится в тюрьме. Сообщалось, что вероятных виновников катастрофы украинского самолета под Тегераном арестовали еще 14 января. Зариф рассказал, что о вине иранских военных в сбивании самолета он узнал через два дня после катастрофы, когда было проведено внутреннее расследование и установлена причина.

Президент Ирана Хасан Роухани назвал трагедию "непростительной ошибкой" и заявил, что страна продолжит расследование катастрофы украинского самолета. В свою очередь лидер Украины Владимир Зеленский сказал, что Украина ожидает от Ирана полного признания вины в сбивании самолета МАУ и проведении расследования.

16 января пять стран — Украины, Канада, Швеция, Афганистан и Великобритания — заявили, что требуют от Ирана выплатить компенсации семьям погибших в результате авиакатастрофы украинского самолета МАУ.

Однако Иран, который не выполнял обещания по расследованию и затягивал процедуру передачи "черных ящиков", постоянно откладывал и вопрос о выплате компенсаций.

22 января Иран обнародовал второй предварительный отчет о причинах авиакатастрофы с самолетом "МАУ" над Тегераном, в котором говорилось о том, что самолет "Международных авиалиний Украины" с 176 пассажирами на борту 8 января утром был сбит двумя ракетами малой дальности типа "земля-воздух". Ракеты Tor-M1 были запущены по самолету с северной стороны.

После первых двух отчетов Иран начал затягивать расследование и процесс выплаты компенсаций. Фактически это продолжалось с января по июль, пока иранская сторона не признала, что не имеет технической возможности расшифровать "черные ящики" и все же не передала бортовые самописцы Франции. Однако после этого Иран продолжил игнорировать запросы Украины касательн расследования.

19 октября в Тегеране заместитель министра иностранных дел Украины Евгений Енин встретился с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифи. После встречи Енин сообщил, что Иран полностью берет на себя ответственность за сбивание украинского самолета и, что иранская сторона готова обеспечить одинаковый размер компенсации родственникам всех жертв сбитого самолета МАУ, независимо от их гражданства. Однако 9 декабря Енин заявил, что Иран снова отозвал предложение о выплате компенсаций семьям погибших в катастрофе самолета.

В середине декабря в Канаде выразили позицию, что расследование Ираном катастрофы самолета МАУ не вызывает доверия. 22 декабря иранское информагентство Tasnim сообщило, что иранские следователи во время видеоконференции предоставили представителям других стран, чьи граждане стали жертвами катастрофы, технический отчет о сбивания самолета МАУ. 23 декабря Енин заявил, что Украина не получала от Ирана отчет о сбивании самолета.

24 декабря министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба выразил обеспокоенность, что Иран медлит с переговорным процессом. Он также сказал, что Украина не получила от Ирана технический отчет касательно самолета МАУ. 28 декабря в Иране вновь заявили, что передали Украине технический отчет о сбивании самолета.

30 декабря правительство Ирана решило выплатить компенсации в размере 150 тысяч долларов семьям погибших в катастрофе украинского Boeing, сбитого в января 2020 года недалеко от Тегерана.

Соответствующее решение было принято на заседании Кабинета министров в среду, 30 декабря. Средства будут выплачены родственникам жертв независимо от расовой и национальной принадлежности. Вице-президент страны по правовым вопросам Лая Джонеди заявила, что деньги не смогут облегчить боль семей, потерявших родных в этой катастрофе, но является данью уважения к правам человека.

Наказаны ли виновные

Официальный Иран признал сбивания украинского самолета и назвал его ошибочным. После трагедии министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф заявил, что человек, который ошибочно сбил украинский самолет МАУ под Тегераном, находится в тюрьме. Сообщалось, что вероятных виновников катастрофы украинского самолета под Тегераном арестовали еще 14 января. Всего подозреваемых шесть.

В ноябре заместитель генерального прокурора Украины Гюндуз Мамедов рассказал, что виновным в сбивании самолета МАУ под Тегераном 8 января рошлого года грозит три года тюрьмы. Об этом он рассказал в интервью изданию "Цензор.нет". По его словам, дело расследуется по статьям 291 и 616 Уголовного кодекса Ирана, где предусмотрены особенности наказания за непредумышленное убийство или убийство по неосторожности.

Мамедов отметил, что неизвестно, понесут ли наказание должностные лица. Они своим статусом ответственные за организацию военной службы в государстве и действия своих подчиненных. "Пока это риторический вопрос. Я не слышал, чтобы кто-нибудь из руководства военного сектора обороны понес ответственность после авиакатастрофы", — рассказал заместитель генпрокурора.

Он также отметил, что иранская сторона не допустила украинскую сторону к допросу подозреваемых, обосновывая это тем, что речь идет о государственной тайне.

Украинцы, которые стали жертвами авиакатастрофы

19 января 2020 года утром борт с телами погибших украинцев приземлился в столичном аэропорту "Борисполь". Чтобы почтить погибших прибыли президент Украины Владимир Зеленский, премьер-министр Алексей Гончарук и спикер парламента Дмитрий Разумков.

Гробы, покрытые украинскими флагами, выносили из самолета один за другим, первым в Украину вернулся первый пилот Владимир Гапоненко, дальше еще один пилот Алексей Наумкин, их коллега Сергей Хоменко, бортпроводник Игорь Матьков, бортпроводница Екатерина Статник, Мария Микитюк, Денис Лихно, Валерия Овчарук, Юлия Сологуб, Елена Малахова, Ольга Кобьюк.

Траурный кортеж с украинцами к терминалу провожали нацгвардейцы, которые выстроились вдоль дороги, а в аэропорту живой коридор образовали также коллеги погибших. Пилоты встречали гробі, став на колени. Кроме того, у терминала "В", где проходила церемония прощания, автомобильные сигналы нажали водители в 11:00 и держали их ровно минуту. К месту прощания 11 машин проехали мимо родного для МАУ терминала "D", откуда борт отправился в Тегеран, но уже не вернулся.

Почти через год после трагедии, 29 декабря 2020, президент Владимир Зеленский присвоил звания Героев Украины с вручением ордена "Золотая Звезда" членам экипажа рейса PS752 авиакомпании "Международные авиалинии Украины", погибших в результате сбивания самолета 8 января над Тегераном.

Видео В разных регионах Украины попрощались с членами экипажа и пассажирами самолета МАУ

В разных регионах Украины прощаются с членами экипажа и пассажирами самолета, который иранские военные сбили ракетой вблизи Тегерана. Как простились с погибшими друзья-пилоты - в сюжете.  

В разных регионах Украины попрощались с членами экипажа и пассажирами самолета МАУ