Перейти к содержанию
Конституционный кризис, МВФ и бюджет: найдет ли парламент выход из экономического и политического тупика
ТСН.ua
  • Количество комментариев 1
  • Количество просмотров 877

Верховная Рада должна возобновить деятельность антикоррупционной инфраструктуры, иначе рискуем остаться без денег МВФ и безвиза.

Политический кризис в Украине обостряется. К проблеме с пандемией COVID и введения полного локдауна может добавиться еще и бюджетный кризис. На этой пленарной неделе Верховная Рада не успеет рассмотреть главную смету страны на 2021 год. К тому же, до сих пор не найден выход из конституционного кризиса, вызванного решением Конституционного суда (КСУ) о деятельности антикоррупционных органов. Именно от этого зависит продолжение сотрудничества с МВФ и получение очередного транша. Дыра в бюджете уже достигла $3 млрд, а Минздрав заявляет, что в проект бюджета-2021 не заложили повышение зарплат медикам.

ТСН.ua узнавал, успеет ли Верховная Рада найти компромисс и принять необходимые решения, чтобы не допустить политического и экономического коллапса в стране.

Конституционный кризис

В первый рабочий день после выздоровления от коронавируса спикер ВР Дмитрий Разумков набросился на комитет по вопросам правовой политики, что тот не собрался на заседание и не предоставил рабочей группе, которая уже две недели ищет выход из конституционного кризиса, своих предложений.

Более месяца назад, 27 октября, КСУ отменил большую часть антикоррупционной реформы: статью 366-1 Уголовного кодекса об уголовном наказании за недостоверное декларирование (которая предусматривала до 2 лет тюрьмы за ложь в э-декларации) и фактически поставил вне закона существование реестра э-деклараций политиков, чиновников и судей. Еще раньше, в сентябре суд признал неконституционным назначение президентом Порошенко еще в 2015 году Артема Сытника директором НАБУ.

Тогда же в конце октября Владимир Зеленский внес в ВР как неотложный законопроект о восстановлении общественного доверия к конституционному судопроизводству, которым предусматривался полный роспуск состава КСУ, а его решение от 27 октября президент предлагал признать «ничтожным». Однако такими казалось бы решительными действиями Зеленский напоролся на критику со стороны парламента. Против президента пошла его родная фракция «Слуга народа», а Дмитрий Разумков даже зарегистрировал свой альтернативный законопроект.

Но кризис все же решили не обострять и создали рабочую группу, которая наработала компромиссный законопроект. Однако в Офисе президента, несмотря на коронавирус, который подхватил Зеленский, тоже не пасли задних, зарегистрировав еще один свой законопроект о восстановлении ответственности за декларирование недостоверной информации.

Теперь возникает вопрос, какой же из двух законопроектов примет Рада? Президентский, зарегистрированный в пятницу, 27 октября, сохраняет статью, которая предусматривает до двух лет тюрьмы за ложь в электронной декларации. Документ, наработанный парламентской рабочей группой, отменяет уголовную ответственность, но повышает штрафы.

В комментарии ТСН.ua руководитель комитета ВР по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский отметил, что крайне важно принять компромиссный законопроект как можно быстрее, учитывая его исключительную значимость, когда сроки фактически до конца декабря и по состоянию ВР очень трудно сказать, сколько еще в течение месяца она будет работать. Поэтому, по его словам, вопрос может быть решен уже на этой пленарной неделе, но при условии, если все фракции и группы напишут соответствующее письмо о согласии рассмотреть этот законопроект по процедуре ad-hoc (когда проект или решение принимается по сокращенной процедуре, без обсуждения и подачи альтернативных законопроектов — Авт.).

«На прошлой неделе президент публично высказался о том, что поддерживает наработки рабочей группы, кроме одного. Президент настаивал, и в его законопроекте это отражено, что санкция о лишении свободы должна быть, потому что это требование и общества, и наших партнеров, которые помогали нам строить антикоррупционную инфраструктуру. Мы говорили, в том числе и с председателями фракций о том, что надо искать компромисс, который может быть найден также на базе нашего комитета, где возможно будет наработан третий законопроект с компромиссным решением», — подчеркнул Денис Монастырский.

Если не принять соответствующие изменения к концу года, вне закона окончательно окажутся не только реестр э-деклараций и деятельность НАЗК, а десятки тысяч чиновников, политиков и судей больше не будут отчитываться о своем имущественном положении, но и сотрудничество с МВФ и даже безвиз. Более того, до 17 декабря Верховной Раде нужно решить правовую коллизию с назначением директора НАБУ. Кабмин уже зарегистрировал соответствующий законопроект. Однако он скорее цементирует статус-кво и откладывает проблему в долгий ящик, потому что в идеале надо менять Конституцию.

Бюджет и МВФ

Правительство на неделю опоздало с подачей в Верховную Раду главной сметы страны на 2021 год. Именно поэтому парламент не успеет рассмотреть проект бюджета на этой пленарной неделе. По закону на ознакомление народных депутатов со сметой отводится 10 дней. Поэтому, по словам спикера ВР Дмитрия Разумкова, не исключено, что бюджет будет рассмотрен на внеочередном заседании 7 декабря.

В комментарии ТСН.ua советник президента по экономическим вопросам Олег Устенко отметил, что именно от принятия бюджета-2021, а также преодоления конституционного кризиса, а это основное, зависит продолжение сотрудничества с МВФ. Если выход из конституционного кризиса будет на этой неделе, то есть, если Киев отправит МВФ два сигнала — по бюджету и решению, как выходить из конституционного кризиса, — тогда Украина фактически моментально получает онлайн-миссию МВФ.

«Что касается конституционного кризиса, то те, кто его создавали, очень четко понимали, что и как они делают. И это действительно то, что требует консолидации (в парламенте — Авт.). В июне от МВФ мы получили $2,1 млрд. Поэтому следующая сумма, которую мы можем получить, — это может быть удвоенный транш, а может быть одним траншем. Но здесь даже не вопрос суммы. Здесь играет роль то, что МВФ — это позитивный сигнал, который моментально обеспечивает доступ на внешние рынки по разумным процентам. В противном случае заимствование средств будет дорогим», — подытожил Олег Устенко.

Согласились парламентарии рассмотреть и президентский законопроект о помощи бизнесу и гражданам на время карантина. Владимир Зеленский предлагает выделить одноразовую денежную помощь в размере 8 тыс. грн. В целом под куполом есть голоса за это решение. Но в Кабмине уже успели сообщить, что речь может идти о более 2 млн граждан, а общая сумма достигнет 15 млрд грн. Деньги возьмут из COVID-фонда.

Что касается еще одного президентского законопроекта об отсрочке до 1 января 2022 года обязательного использования кассовых аппаратов для физлиц-предпринимателей, ситуация довольно неоднозначная. Председатель профильного комитета Даниил Гетманцев категорически против, говоря, что каждый имеет право на фискальный чек, иначе Украина так и останется в «средневековье». Компромисс будут искать под куполом на этой неделе.

Видео Зеленский предлагает отсрочить введение обязательных кассовых аппаратов для частных предпринимателей

Отсрочить на год введение обязательных кассовых аппаратов для частных предпринимателей предлагает Владимир Зеленский. Соответствующий президентский законопроект зарегистрирован в парламенте. Авторы уверяют, закон должен облегчить адаптацию малого бизнеса к новым правилам учета, уменьшит административную нагрузку на бизнес, будет способствовать сохранению рабочих мест, развитию предпринимательства и выведению экономики из тени. Верховная Рада уже дважды проваливала голосование за отсрочку введения кассовых аппаратов. А предприниматели уже второй месяц периодически протестуют.

Зеленский предлагает отсрочить введение обязательных кассовых аппаратов для частных предпринимателей