"Мама, я в беде" и другие типичные сценарии: как не стать жертвой телефонных мошенников

"Мама, я в беде" и другие типичные сценарии: как не стать жертвой телефонных мошенников

Фото: pixabay.com

Доверчивость, страх и повышенная тревожность — хорошие помощники обманщикам.

В Чернигове задержали 23-летнего сумчанина. Его подозревают в телефонном мошенничестве. Шесть семей за неделю отдали ему почти 300 тысяч гривен после звонка, что родственники якобы попали в беду.

Об этом говорится 21 января в сюжете ТСН.19:30.

Так, 84-летней жительнице Чернигова Нине Ковтун позвонил поздно вечером на домашний телефон якобы сын, который уже давно живет за границей.

"Он говорит: "Мама, я в полиции. Я переходил на красный свет и меня полиция забрала. Мама, понимаешь, мне хотят дать 26 лет тюрьмы, если ты мне не поможешь...". Я говорю: "Как я тебе помогу?". Он: "Ты знаешь, как мне помочь, собери все, что у тебя есть, и отдай", — рассказала пострадавшая.

Она сначала заподозрила что-то неладное. Но паника и страх сделали свое дело и незнакомый человек оказался в дверях ее квартиры. Он назвался стажером из прокуратуры. Нина Ковтун осталась без копейки. Добровольно отдала все, до мелочи.

Существует несколько типичных сценариев телефонного мошенничества.

  • Первый — "Мама, я в беде". Обычно, ночью звонит, якобы родственник и просит кому-то отдать или передать на карту деньги, чтобы спасти от беды.
  • Второй сценарий — "Ваша карта заблокирована". Мошенник под видом банковского работника пугает заблокированной картой и требует назвать все ее данные.
  • Третий — "Вы что-то выиграли". Жертве объясняют, чтобы получить свой приз, нужно сначала оплатить процент от его стоимости.
  • А еще добавилась предоплата за товары или услуги — никогда этого не делайте.

Эти сценарии — старые, но до сих пор действенные.

Какие суммы таким образом уже перекочевали в карманы проходимцев — сказать не берется никто. Но это миллионы гривен ежегодно. И обращаются в полицию далеко не все жертвы.

В Чернигове задержали телефонного мошенника

В Чернигове задержали телефонного мошенника

"За 2019 год зарегистрировано более 32 тысяч уголовных правонарушений по сфере мошенничества. В прошлом году, в 2020-м, зарегистрировано 26 тысяч обращений. Обычно попадаются пожилые люди, одинокие", — сообщила старший инспектор департамента киберполиции НП Украины Анна Селезнева.

Доверчивость, страх и повышенная тревожность — хорошие помощники обманщикам. Они, как правило, звонят поздно вечером или ночью, чтобы у жертв брали верх эмоции, а не критическое мышление. Тогда преобладает страх и жертвы действуют под его влиянием.

"Если вы получили какую-то информацию, нужно остановиться, сделать несколько раз вдох и выдох и отпустить эмоции, включить разум и проанализировать эту ситуацию. Если эта информация о вашем муже или о вашем ребенке, то попробовать с ними связаться, чтобы понять действительно ли так это есть. Человека должно настораживать, если сразу просят деньги", — советует психолог Юлия Святенко.

Черниговские полицейские имели минимум информации о мошеннике, но его задержали, когда он перечислил ворованные средства сообщникам на оккупированную часть на востоке Украины.

"Поиски мошенников довольно сложные, ведь их колл-центр расположены на неподконтрольной территории, а за деньгами приходят посредники", — говорит руководитель ГУНП в Черниговской области Владимир Нидзельский.

От телефонного мошенничества может уберечь только человеческая бдительность. Никому так легко не доверяйте и тем более не отдавайте деньги.

Похожие темы:

Следующая публикация