Во французском Лионе был принят так называемый "транспортный безвиз" — соглашение, отменяющее необходимость получения двусторонних и транзитных разрешений для украинских дальнобойщиков.
Отныне, когда дорога спасает украинское зерно, наши автоперевозчики не ограничены бюрократией. По прогнозам, отечественный рынок автоперевозок уже в ближайшие годы значительно увеличится. Кроме того, новое постановление урегулирует все вопросы с украинскими водительскими удостоверениями в Европе.
Какие препятствия в работе дальнобойщиков позади, и когда начнет действовать "транспортный безвиз" — говорится в сюжете ТСН.
Разрешения заканчивались, и транспортный поток останавливался на несколько месяцев
Международные разрешения ранее выдавала каждая страна маршрута. К примеру, если нужно доставить груз в Германию, то необходимо было иметь разрешение и от Германии, и от Польши. С 2016 года, когда была подписана зона свободной торговли, у Украины товарооборот со странами ЕС вырос вдвое и количество перевозок так же увеличилось, а количество разрешений со многими странами уменьшалось.
Последние годы разрешения от польского правительства заканчивались уже в конце лета. А Польша – основной транзитер Украины – через ее территорию украинские фуры доставляют грузы в 12 стран ЕС. Это означало остановку всего транспортного грузопотока.
"То есть сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь мы работали в ноль. А что значит "в ноль" — это по факту — граница встала. Мы не смогли уехать, вывезти свою продукцию", — говорит Мустафа Найем, замминистра инфраструктуры Украины .
Поэтому компании-перевозчики были вынуждены наскоро строить новые логистические маршруты. В частности, через Словакию это перед новым годом, когда закончились польские разрешения.
Разрешительная система стала фактически стеклянным потолком в развитии международных автоперевозок. Бюрократия вызывала коррупцию и головную боль для предприятий, а простои за неимением разрешений — отсутствие заработка. За последние четыре года свыше шести тысяч украинских водителей выехали работать в страны Евросоюза.
Страдали и иностранные инвесторы – потому что не могли вовремя вывезти свою продукцию. А еще из-за разрешительного барьера многие украинские компании шли с рынка.
Война изменила ситуацию
Война, развязанная Россией, коренным образом изменила ситуацию на дорогах. Поток грузовиков увеличился в разы.
Если до начала полномасштабной войны более половины грузов перемещалось по морю, то после блокады украинских портов львиная судьба поставок легла на железнодорожный и колесный транспорт. Сегодня дорога спасает и Украину, и Европу, и мир. Более четверти общего грузопотока из Украины приходится именно на автомобили. Острый вопрос развития украинского зерна и ввоза нефтепродуктов ускорил принятие решения — об отмене разрешений.
Теперь Украина может ввозить грузы в неограниченном количестве в страны ЕС. Эксперты прогнозируют увеличение – и объемов перевозок – в 5-7 раз до довоенного показателя, и – доходов компаний, и – зарплат водителей.
"Сегодня могу сказать – это 1000-1200 долларов на хорошем автомобиле можно заработать. Для нас это хороший показатель для среднего рынка украинского – но ведь он знает, как получают там", – говорит Леонид Костюченко, президент ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины.
Кроме отмены разрешений, транспортный безвиз автоматически признал в Европе все украинские водительские удостоверения. В частности – старого образца, так называемые – "ламинированные". Украинские "права" в Европе будут действовать без каких-либо ограничений.
"У нас сейчас несколько миллионов беженцев, уехавших из страны, не ожидая, что им нужно будет там получать эти права европейского образца. Сейчас они с этими правами находятся там. Этим соглашением мы по факту легализовали — они имеют право ездить там", — говорит Мустафа Найем, заместитель министра инфраструктуры Украины.
Впереди еще много работы
Перевозчики, правда, говорят – впереди еще много работы. Следует довести автопарк до экологических стантартов "Евро-4", "Евро-5", которым сегодня соответствуют лишь две трети украинских грузовиков. И очень надеются, что "безвиз" в ближайшее время хоть немного уменьшит время ожидания на границе.
"Представьте себе, когда обычные грузы проходят – они проходят через четыре, пять суток. То есть туда пять суток, поэтому пять суток, естественно, при такой температуре 30-32 градуса ни один водитель не выдерживает физически", – говорит Владимир Гриненко, генеральный директор транспортной компании.
"Транспортный безвиз" будет действовать один год – с возможностью продления. Теперь, пока все ждут его ратификации парламентами ЕС, Министерство инфраструктуры уже работает над тем, чтобы своевременно продлить срок его действия.
Автор: Михаил Колесников
Напомним, что Еврокомиссия разрешила государствам-членам ЕС временно отказаться от уплаты пошлины и НДС на импорт из третьих стран продовольствия, одеял, палаток, электрогенераторов и другого оборудования, предназначенного для помощи пострадавшим от войны украинцам.
Читайте также:
- Эра "евроблях" по нулевому растаможиванию завершена: что будет с импортом подержанных авто и как поступить тем, кто не успел
- "Мы не успокоимся, пока вы не победите": Урсула фон дер Ляен выступила в Раде
- Германия возмущена действиями Литвы по блокированию Калининграда и боится войны с РФ – Spiegel
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram и Viber.