Опрос Зеленского: почему это напоминает референдум Кучмы и какие юридические последствия

Опрос Зеленского: почему это напоминает референдум Кучмы и какие юридические последствия

Фото: ТСН.ua

ТСН.ua собрал ответы на самые распространенные вопросы о громкой инициативе президента, которая наделала немало шума.

Меньше чем за две недели до местных выборов, которые состоятся 25 октября, президент Владимир Зеленский решил перехватить медийную и пиар-инициативу. В день выборов глава государства анонсировал проведение всеукраинского опроса, который будет включать пять вопросов.

Долгое время было непонятно, как будут опрашивать украинцев: прямо на избирательных участках, или на улице; это будет референдум, или что-то вроде экзит-пола; какие будут вопросы; какие юридические последствия будет иметь этот опрос.

Пиар-технология или серьезный опрос

Проведение всенародного опроса Владимир Зеленский анонсировал утром, 13 октября, в видеообращении, пообещав назвать сами вопросы позже. Впоследствии в ОПУ добавили, что президент будет озвучивать по одному вопросу каждый день.

Заявление Зеленского вызвало настоящий шквал эмоций и критики в соцсетях. Никто не понимал что это и зачем, кто будет проводить опрос и законно ли это вообще. Эксперты и журналисты гадали на кофейной гуще о сути вопросов. Одни иронизировали, что украинцы, наконец, узнают, "кто убил Эрику" (этот мем появился после трансляции мартовского видеообращения Зеленского на одном из телеканалов, где субтитрами пустили слова героя одного из сериалов. — Авт.). Другие раздували вселенскую "зраду", что на опрос вынесут вопросы подачи воды в Крым и особого статуса Донбасса.

Все это подогревали неоднозначные заявления представителей "Слуги народа". Например, заместителя председателя ВР Руслана Стефанчука, что этот опрос станет "пробником референдума, чтобы определить, какие вопросы для граждан Украины являются важными, и какая позиция по этим вопросам".

Со вторника, 13 октября, президент успел озвучить первые два вопроса: о пожизненном заключении за коррупцию в особо крупных размерах и создании свободной экономической зоны (СЭЗ) на Донбассе.

В разговоре с ТСН.ua первый президент независимой Украины, руководитель украинской делегации в Трехсторонней контактной группе в Минске Леонид Кравчук объяснил, что этот опрос не несет никаких юридических последствий.

"То есть, это не является обязательным. Это просто мнение. А как его использовать или не использовать, это уже вопрос конкретных органов власти. Если, скажем, принять закон о СЭЗ…Вопрос (Зеленского. — Авт.) был также о пожизненном заключении масштабных коррупционеров. Ну, это же не просто так, это же надо будет внести (изменения. — Авт.) в Кодексы. То есть, это уже дальше идет работа. А сейчас — мнение", — пояснил Леонид Кравчук.

Однако, видимо, чтобы погасить шквал критики, в пятницу, 16 октября, Владимир Зеленский озвучил последние три вопроса: о сокращении количества народных депутатов до 300, легализации каннабиса в медицинских целях и нужно ли Украине на международном уровне поднимать вопрос использования гарантий безопасности по Будапештскому меморандуму.

В оппозиции оппонировали, что проведение референдумов в Украине законодательно не урегулировано (об этом дальше. — Авт.), и по Конституции на референдум нельзя выносить вопросы налогов, бюджета и амнистии. Но в ОПУ и не говорили, что всенародный опрос 25 октября приравнивают к референдуму.

Однако, во-первых, эксперты справедливо отмечали, что в обращениях Владимира Зеленского по опросу и самим вопросам звучали фразы, которые напоминали лозунги "Слуги народа" на местных выборах. На это в комментарии ТСН.ua заместитель председателя комитета ВР по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Качура отметил, что не считает это политической агитацией.

"Если у кого-то есть кроме упреков юридическая аргументация, они могут обращаться в ЦИК, с жалобами в суд, и в судебном порядке доказывать обратное. Пока я не видел ни одной жалобы, ни одного искового заявления. А если говорить о каких-то слоганах, то это слоганы, которые используют все. Если это не название политической партии, то это не запрещено действующим законодательством", — отмечает Качура.

Во-вторых, до сих пор непонятно, кто будет проводить такой всенародный опрос, и за чей счет он будет профинансирован. На вопрос ТСН.ua о том, обращались ли к Киевскому международному институту социологии (с 1999 года регулярно проводит экзит-полы на национальных и региональных выборах) из ОПУ или команды президента с предложением организовать и провести такой опрос, гендиректор КМИС Владимир Паниотто ответил: «Нет, мне ничего об этом неизвестно, к нам никто не обращался».

Позже во фракции «Слуга народа» заявили, что всенародный опрос 25 октября профинансируют меценаты, а проведут волонтеры, потому что бюджетное или партийное финансирование прямо запрещено законом.

Законность и сравнение с референдумом Кучмы

Как бы это парадоксально ни звучало, но сегодня в Украине нет законодательства, которое бы регулировало проведение всеукраинских и местных референдумов. Хотя Конституция предусматривает осуществление народного волеизъявления через выборы, референдум и другие формы непосредственной демократии.

Дело в том, что Закон "О всеукраинском и местных референдумах", принятый в 1991 году, утратил силу 28 ноября 2012 года. Стоит напомнить, что именно по этому закону в истории независимой Украины проходило всего два плебисцита: 1 декабря 1991 года о провозглашении независимости, и 16 апреля 2000 года, инициированного тогдашним президентом Леонидом Кучмой.

Двадцать лет назад украинцам предлагалось ответить на шесть вопросов (но два из них Конституционный суд признал неконституционными, поэтому на референдум вынесли только четыре). Их суть сводилась к ослаблению роли парламента и укреплению президентской вертикали. В частности, в перечне вопросов было: сокращение численности ВР с 450 до 300 депутатов и формирование двухпалатного парламента. Но, несмотря на то, что все вопросы набрали более 80% поддержки украинцев, изменения так и не воплотили в жизнь.

Через 12 лет вопрос о референдумах поднял режим Януковича, приняв соответствующий закон. Но Конституционный суд признал его антиконституционным. Раскритиковала документ и Венецианская комиссия. С тех пор Украина живет без законодательства о референдумах.

Владимир Зеленский и его партия "Слуга народа" шли на выборы с четким месседжем о народовластии. Вопросом занимается Руслан Стефанчук. Верховная Рада 18 июня в первом чтении приняла президентский законопроект о народовластии через всеукраинский референдум. Поэтому всенародный опрос Зеленского 25 октября многие называют выполнением предвыборных обещаний "Слуги народа". К тому же президент намекнул, что такой опрос будет не последним. Также следует напомнить, что Зеленский обещал украинцам вынести на референдум вопрос продажи земли иностранцам.

В комментарии ТСН.ua Александр Качура отметил, что по Конституции и действующему законодательству, народовластие осуществляется через выборы, референдум, и любые другие формы. Поэтому, любые другие формы — это может быть и опрос.

"То есть, опросы регулируются действующим законодательством, это не запрещено во время избирательного процесса. Конечно, это не может осуществляться на избирательных участках. Поэтому это будет происходить уже после того, как избиратели смогут определиться с выбором своих политических партий и кандидатов в органы местного самоуправления на избирательных участках. Это в рамках действующего законодательства, это добровольное опросы, которые будут осуществляться волонтерами. Президент и народ Украины узнают в одно и то же время его", — объясняет депутат.

Международный опыт и юридические последствия

По словам Владимира Паниотто, нет смысла выносить на всеукраинский опрос темы, в которых люди не разбираются. Например, по его словам, по поводу применения смертной казни — во многих европейских странах большинство "за", и в Украине, кстати, тоже.

"Однако правительства этих стран такое решение не выносят, не обсуждают и не принимают. Есть например то, что Кучма выносил, о двухпалатном парламенте. Когда люди не понимают, о чем идет речь, на мой взгляд это тоже нет смысла выносить. И, например, вопрос о СЭЗ — это, на мой взгляд, не вопрос для населения", — отмечает Владимир Паниотто.

Между тем, генеральный директор Киевского международного института социологии отмечает, что во многих странах во время экзит-полов людей опрашивают не только об их выборе за того или иного кандидата, или политической партии. 

"Мы регулярно проводим экзит-полы. Это у нас только спрашивают о том, за кого вы проголосовали. А вообще во многих странах есть по 20-30 вопросов. Наши доноры, для национального экзит-пола — это посольства и Фонд "Возрождение" — боятся, если там будут другие вопросы, будет падать процент ответов, и так оно и будет. Поэтому не хотят других вопросов. А так вообще это нормальная практика", — подчеркивает Владимир Паниотто.

А вот депутатов ВР больше интересует, какие же юридические последствия будет иметь всенародный опрос 25 октября. В комментарии ТСН.ua председатель комитета ВР по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий Дмитрий Лубинец заявил, что прежде чем выносить вопрос о создании СЭЗ в Донбассе на всеукраинский опрос, надо ответить, что будет после того, как выскажется большинство украинцев.

"Будет ли это реализовано в виде какого-то закона после того, как большинство украинцев скажут "да, поддерживаем", и не будет ли это наоборот тормозом реализации такой идеи, если большинство украинцев скажут "нет"? Я не совсем понимаю, какими будут юридические последствия. Этот опрос не регламентирован ни законом, ни положением, и может остаться просто опросом на бумаге. Я уверен, что в 90% случаях люди будут задавать вопрос: а почему только для них, а почему не для нас, почему только для Донецкой области предлагается СЭЗ, а не для, например, параллельно Херсонской области, которая граничит с оккупированным Крымом?", — резюмирует Дмитрий Лубинец.

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Зеленский Владимир Александрович
Следующая публикация