Украина ледникового периода: какие сокровища могут быть спрятаны на Прикарпатье

ТСН с учеными отправились за возможными новыми сенсационными находками.

Украина ледникового периода: какие сокровища могут быть спрятаны на Прикарпатье

© ТСН.ua

ТСН ищет мамонта и древнейшего человека на Прикарпатье. Точные координаты на начале 2000-х установили вместе украинские и польские ученые. Но к раскопкам тогда так и не дошло. Мы возобновили научную разведку. И, в частности, выведали у поляков, какие сокровища могут быть спрятаны под украинской Старуней.

Об этом говорится в сюжете программы ТСН.19:30.

Польша, Краков. В невзрачном здании в центре города – портал в доисторические миры. Кажется, будто он вчера вышел из тундры. А на самом деле ходил по Земле 40 тысяч лет назад. И теперь таких на планете нет. В центральной витрине Природоведческого музея современник мамонта - носорог Ледникового периода. Родом – с Украины.

Июль 1929-го. Научная экспедиция из Кракова направляется в село Старуня на Прикарпатье, тогда – территория Польши. Исследователи ищут прицельно - вокруг озокеритовой шахты номер 4. Именно с нее 22 года назад случайно вытащили останки доисторических животных. Экспедиция стоит безумных денег.

"Тогда это стоило около 8 тысяч злотых. Заоблачная сумма! В то время за такие деньги полтора года целый музей удерживали", - говорит профессор Природоведческого музея Института систематики и эволюции животных Польской Академии Наук в Кракове Веслав Кжемински.

Но то, что надеются найти, того стоит, убеждены ученые. Через 4 месяца раскопки дают результат. Находка действительно сенсационная - еще 3 мохнатых носорога. Один из них - абсолютно целый.

"Он впечатляет! Настолько он прекрасно сохранился", - говорит профессор кафедры экологии Ивано-Франковского национального технического университета нефти и газа Олег Адаменко.

"Это единственный экземпляр в мире! Абсолютно полностью сохранен. Второго такого в мире нет", - объясняет профессор зоологии Природоведческого музея Института систематики и эволюции животных Польской Академии Наук в Кракове Генрик Кубяк.

Находку на полных правах поляки забирают в Краков – имеют соглашение с владельцем рудника.

3-летняя самка, которая жила 40 тысяч лет назад, – ныне визитка краковского Природоведческого музея.

"Мы наконец увидели, какой вид имел мохнатый носорог", - говорит Генрик Кубяк.

Доисторический великан лежал на спине. Без копыт и рогов. Животное, вероятно, потрепало течение: вода вымыла часть внутренних органов. Но затем битум и соли законсервировали носорожицу.

"Шерсть, правда, выпала из кожи, однако вся лежала рядом", - рассказывает Хенрик Кубяк.

Носорог в экспозиции – в разобранном виде. Скелет - отдельно. Кожа – на макете. Законсервированные внутренности. Говорят, это единственный способ хранить реликт, которому 40 тысяч лет.

Ученые изучают волосатого носорога и получают потрясающие данные.

"В желудке волосатого носорога нашли растения. Он съел их в Старуне. А сейчас такие встречаются разве что в Скандинавии. Представьте только, как изменились климат и природа", - говорит профессор Природоведческого музея Института систематики и эволюции животных Польской Академии Наук в Кракове Веслав Кжемински.

Ивано-Франковск.

"Перед нами журнал, который выпускался в 1935 году, который посвящен Старуне", - показывает старший научный сотрудник Краеведческого музея Арина Кащишин.

Кроме носорогов, из шахты достали всевозможных мелких животных, насекомых, растения. Работы исследователям хватило на года. Достижения поляки даже печатали в отдельном журнале.

"Первый экземпляр посвящен мохам. А вот это – шестой – то посвящен водорослям", - говорит Арина Кащишин.

Во время Второй мировой войны поляки чуть не потеряли очень ценного экспоната. Эсэсовец Эдуард Трац, которого отправили в Польшу грабить музеи, бредил перевезти носорога в свой музей в Зальцбурге.

"Носорога, как началась война, работники музея спустили в подвал, присыпали землей. И нацисты его не нашли. Хотя действительно искали", - рассказывает профессор Природоведческого музея Института систематики и эволюции животных Польской Академии Наук в Кракове Веслав Кжемински.

Правда, в Зальцбургском музее – другая версия. Удивительно, но на защиту носорога в Польше стал назначенный оккупантами генерал-губернатор. Не помогло даже вмешательство Гиммлера. Едурд Трац удовлетворился гипсовой копией.

Столетие на земле не пожалело экспонат.

"Кожа - весь левый бок – сильно повреждена. Она сильно высохла и потрескалась", - говорит Веслав Кжемински.

Сейчас на стороне, скрытой от посетителей – заплатки искусственной кожи. Рога и копыта также ненастоящие.

"Первый вариант рогов был чистой фантазией. Форму и размеры реставраторы "срисовали" с современных носорогов. Но впоследствии те, что видим сейчас, переделали в соответствии новых знаний. Но я не уверен, что и теперь они соответствуют действительности", - говорит Веслав Кжемински.

Но несмотря на нелегкую судьбу, это – самое узнаваемое древнее животное. Его гипсовый слепок - есть у более сотни лучших естественнонаучных музеев мира: Лондон, Зальцбург, Токио, Брюссель.

Прикарпатье, 2019 год. То самое поле, где 100 лет назад нашли останки животных Ледникового периода.

"Я бы советовал, чтобы вы еще один профиль сделали поперек этих трех", - говорит профессор кафедры экологии Ивано-Франковского национального технического універтитету нефти и газа. Олег Адаменко.

Он подсказывает, где искать. В последний раз ученый основательно работал на поле в начале 2000-х – вместе с польскими коллегами.

"Главное – мы определили, где искать. Нам удалось найти границы того самого болота, где утонули доисторические животные, обнаружены 100 лет назад", - рассказывает профессор факультета геологии, геофизики и охраны окружающей среды Научно-технического универитета Кракова Мацей Котарба.

Мацей Котарба – польский ученый с мировым именем. В начале 2000-х инициировал в Старуне работу нескольких украинско-польских экспедиций.

"Они нашли старые карты, горные планы, восстановили, где эта шахта", - говорит Олег Адаменко.

Исследования длились почти 5 лет. И подтвердили самые смелые гипотезы.

"Там до сих пор невероятно большая возможность еще найти интересные остатки", - утверждает Мацей Котарба.

Но, собственно, к раскопкам тогда так и не дошло – из-за международной бюрократии.

"Это иностранному государству никто не позволит делать. Это памятник природы. Не так-то просто", - говорит Олег Адаменко.

Поиски в Старуне завершены. Имеем результат. Продолжение темы – в ТСН в пятницу, 5 июля, в 19:30.

Алла Пасс, Майя Габрук

Следующая публикация

Я разрешаю TSN.UA использовать файлы cookie