Для получения гражданства от иностранных добровольцев требуют документы, которых они не могут получить именно потому, что воевали за Украину.
В АТО на востоке Украины приняли участие не менее тысячи иностранных граждан, такие данные приводит Генеральный штаб ВСУ. Для многих из них это стало поворотным моментом в жизни не только из-за участия в войне как такового, а и из-за невозможности вернуться домой в дальнейшем. Став защитниками Украины, дома они превратились в преступников, которым при возвращении грозят значительные тюремные сроки. Их действия подпадают под уголовную статью "наемничество". Особенно это касается граждан бывших союзных республик и, в первую очередь, россиян и белорусов.
Проблема в том, что, находясь в Украине без легального статуса, эти люди постоянно пребывают под угрозой депортации на родину, где их ждет тюрьма. Решить проблему могло бы предоставление им гражданства, что собственно и было обещано лично Президентом Петром Порошенко во время его выступления в Верховной раде еще 2 декабря прошлого года. Правда, речь шла о конкретном списке из около десяти человек - служащих батальона "Донбасс", которые обратились с просьбой дать им гражданство Украины.
С момента данного Президентом обещания уже прошло больше 10 месяцев, но обещанного указа никто из добровольцев так и не дождался. Каждый решает проблемы по-своему: кто-то размышляет о переезде в другую страну, где участие в войне на стороне правительственных сил не карается по закону, кто-то пытается получить статус беженца здесь, а кто-то еще надеется, что чиновники все же оценят их службу Украине.
ТСН.ua обратился в Администрацию Президента с просьбой разъяснить, с чем связана задержка в выполнении данного Петром Порошенко обещания. Там нам пояснили, что для получения гражданства каждый иностранный доброволец должен подать личное прошение о предоставлении гражданства предоставив также определенный законом набор документов. А таких прошений, якобы, подано не было.
Мы обратились с вопросом, почему не подали прошения, к самим добровольцам из уже упомянутого списка. Оказалось, что наиболее интересный документ, который необходим для подачи прошения – справка о несудимости на родине просителя. Без нее Миграционная служба не принимает документы к рассмотрению.
Собственно, добровольцы интересуются у чиновников Администрации Президента, как они себе представляют процедуру получения этой справки людьми, которым только при пересечении границы грозит арест, суд и тюремный срок. Также они спрашивают, предоставляли ли такую справку уже получившие украинские паспорта губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, в отношении которого на родине открыто несколько уголовных дел, и бывший офицер ФСБ Илья Богданов, который именно за участие в войне на стороне Украины объявлен в России в розыск как военный преступник и дезертир, поскольку являлся кадровым офицером.
Ниже мы приводим истории четверых иностранных добровольцев, имена которых указаны в переданном Президенту прошении.
"Леха"
"Леха" приехал в Украину в июне 2014 года. Ему под 50. В России у него осталась мама и семья, с которыми он теперь старается поменьше общаться из соображений безопасности. О войне говорит неохотно. Зато оживляется, когда речь заходит об изменениях на мирной территории. Говорит, что Украина постепенно превращается в Россию и ни к чему хорошему это не приведет.
"Леха": Хотелось бы здесь остаться, но не знаю, насколько это получится теперь.
ТСН: По каким причинам может не получиться?
"Леха": Если здесь по закону не получится оставаться, мне придется мигрировать в какую-то другую страну в качестве беженца, потому что в Россию возвращаться уже нет смысла.
ТСН: А как же семья?
"Леха": Стараемся поменьше общаться. Сам стараюсь, чтоб не создавать им там проблем.
ТСН: Как вы приехали в Украину, чем тут занимались?
"Леха": Приехал в июне 2014 года, купил для батальона "Донбасс" УАЗик и вместе с этим УАЗиком поехал воевать. Так и повоевал. После Иловайска исполнял обязанности начальника штаба батальона некоторое время и собственно все. Что тут рассказывать.
ТСН: А в России чем занимались?
"Леха": Был на пенсии. Я пенсионер.
ТСН: Не рано на пенсию? Вы военный?
"Леха": Спецназ МВД.
ТСН: И как давно вы вышли на пенсию?
"Леха": В 2009. Потому, что мировоззрение чуть-чуть поменялось.
ТСН: В связи с чем поменялось?
"Леха": Когда уже понял, что мы собственно построили своими руками, какое государство, какую страну, как народ начинает жить, какие у нас полномочия и зачем. Мне бы очень не хотелось, чтобы в Украине было то же самое. А в Украине начинается именно то же самое. Растет роль спецслужб, МВД. Можно любому закрутить руки, вывести с центральной улицы Киева.
ТСН: Вы говорите "повоевал", вы уже... это и демобилизацией не назовешь.
"Леха": Из зоны АТО я уехал в феврале и больше не возвращался.
ТСН: Не хотите?
"Леха": Я бы очень хотел быть там, вместе с ребятами. Но я понимаю, что пока я здесь, я хотя бы жив-здоров. А меня же прямо с фронта могут депортировать, только уже без рук, без ног. Этого я не хочу. Поэтому пока тут не решится что-то, может даже не гражданство, но хоть какая-то легализация минимальная. Чтоб я имел право передвигаться по Украине на законных основаниях, жить просто как обычный человек.
ТСН: Извините за нескромный вопрос, а вы здесь на что живете?
"Леха": На российскую пенсию. Мама там ее получает и мне сюда пересылает.
"Рудый"
"Рудому" 33 года, он гражданин Беларуси и приехал в Украину еще во время Майдана. Полгода воевал в Песках в составе ДУК "Правого сектора" наводчиком противотанковой пушки МТ-12 "Рапира".
"Рудый": Скажем так, мне в детстве еще было приятно ходить в школу, на которой национальные символы, а не совковые, которые Лукашенко всем навязал. И вот я следил за событиями на Майдане, как начали стрелять - я через 6 часов был тут. Сел в поезд и приехал. Легально. Дома я был достаточно активен в политическом плане, были уже побратимы с Украины. Поэтому я приехал, четко зная куда, уже был сформирован "Правый сектор" и я приехал сразу в лавы "Правого сектора". К сожалению, к весне я заболел, мне делали операцию здесь в Жовтневой больнице. Но 25 марта 2014 я уже одел броник и был с ребятами. Правда, из-за периода реабилитации не смог сразу поехать в зону АТО. Только в октябре уже попал в "Десну" на обучение и с ноября по март постоянно был в Песках. Я наводчик противотанковой пушки, и когда в феврале появилось перемирие, моя "Рапира" попадала под запрещенное оружие, я не видел смысла в своем дальнейшем присутствии там после этого. Да и хотелось отдохнуть, полгода там - оно сказывается, конечно.
ТСН: Какая у вас ситуация с гражданством?
"Рудый": В принципе, гражданство мне и не надо, мы не за гражданство воевали, скорее из идеологических соображений. Но хочется приносить какую-то пользу, элементарно работать, какие-то деньги за эту работу получать. Чтоб было за что одеваться, питаться, жить где-то, ну минимально.
ТСН: А сейчас Вы как эти проблемы решаете?
"Рудый": Да никак. Любое собеседование - всех все устраивает, пока не заходит вопрос о гражданстве. Стараешься людей предупреждать, что есть такая ситуация. Но брать на работу не хотят, говорят "куча неприятностей, юридически проблематично", как-то так. Вот пока имею комплект формы, берцы и то благодаря добрым людям, больше ничего и нет, крышу над головой - благодря побратымам. Ну и паек какой-никакой – "Правый сектор" поддерживает. Хотелось бы конечно не просить, а работать. Но дайте мне хоть какой-то статус официальный, чтоб я не был здесь никем. Не обязательно гражданство. На фоне того, что президент пообещал, почему бы и нет. Опять же, на фоне того, что дается гражданство Марии Гайдар, когда о ней говорят, что она рискнула, не побоялась. А мы боялись. Да, страшно было. Но, тем не менее, мы тоже рискнули.
ТСН: А можете мотивацию свою объяснить, вот вы на Майдан решили ехать в связи с чем?
"Рудый": Я не хочу видеть того, что творилось и творится в Беларуси, и в Украине творилось. Везде одно и то же. Хочу, чтобы мои внуки хотя бы этого не видели: взятки, хамство, бюрократия. Когда государство людей заставляет просто... не знаю. В Беларуси все живут – "лишь бы не было войны". Но это относительно. Тут тоже не было войны. Воюю с несправедливостью (смеется).
ТСН: А как семья, родственники в Беларуси, как с ними общаетесь?
"Рудый": Списываемся, но не очень часто. У семьи есть опасения.
ТСН: Что им угрожает?
"Рудый": Такое государство как Беларусь оно непредсказуемое, у нас пропадают люди втихаря. Всякое бывает. Я уверен, если мы сейчас вернемся, нас в лучшем случае просто посадят надолго и всерьез, в худшем - мы просто где-то исчезнем. Зачем там люди, которые могут сделать майдан в Минске?
ТСН: Вы же, воюя здесь, нарушаете и белорусское законодательство.
"Рудый": Не помню номер статьи, это наемничество. От 7 до 15 лет. У нас и смертную казнь никто не отменял. Я на войне, я убивал людей. Если б не убивал - убивали бы меня. Так что вариант возвращаться домой, он не лучший (смеется). Разве что в случае смены власти, но это не скоро произойдет. Растут преемники у Грыгорыча.
"Док"
"Док" приехал из Беларуси в мае прошлого года увидев приглашение Семена Семенченко иностранцам вступать в батальон "Донбасс". В составе батальона и воевал до февраля этого года пока не перешел в ДУК "Правого сектора".
ТСН: Почему перешли в ПС?
"Док": А мне в феврале уже сказали ненавязчиво, что документов у меня нет и воевать я дальше не буду. Тогда и перешел.
ТСН: Это так всем иностранцам говорят?
"Док": Иностранцы по большей части так и попадают в "Правый сектор". Это одна из немногих структур, которая их принимает.
ТСН: А что у вас не так с документами?
"Док": Как и у всех иностранцев – нет украинского гражданства. Как все получал обещания и не получал никаких документов. Так и воевал в батальоне до февраля этого года.
ТСН: А почему вообще решили ехать в Украину?
"Док": Я хотел еще на Майдан приехать, но не удалось. Компенсировал тем, что приехал сразу воевать. Коротко говоря из-за своей проукраинской позиции.
ТСН: Вы довольно молодой, родители знают, что вы здесь, что они говорят?
"Док": Я им не говорил, но благодаря тому, что списки личного состава были слиты, они знают уже и друзья все знают.
ТСН: И что говорят?
"Док": Друзья - большинство оказалось нормальными людьми и отнеслись положительно или нейтрально. Но это молодое поколение до 30-35 лет. А те, кто помнит Советский союз и ходит в Русскую православную церковь, соответственно - либо нейтралитет за Россию, либо ее активная поддержка.
ТСН: И какие у вас планы на дальнейшую жизнь, когда все это закончится?
"Док": Зависит от того легализируют или нет. Я ж тут без документов только в лесу смогу жить. Не очень перспективный вариант. Я молодой, у меня есть еще лет 5 подождать пока решится с документами, но эти 5 лет тоже надо как-то прожить. Ну и, ладно, я еще могу подождать, а у людей семья, ее нужно кормить.
ТСН: А вариант с беженством, может, этот статус проще получить, он хотя бы частично не решает проблему?
"Док": У меня вот есть. Выдают вот такую бумажку по "обращению за защитой в Украине". Приходишь в миграционную службу, они верят людям на слово, со слов заявителя заполняют. Но это на несколько недель. Потом они дадут мне отказ. И все, я нелегал.
ТСН: Вы в Беларуси чем занимались?
"Док": Учился в университете.
ТСН: Закончили?
"Док": Нет. Взял академотпуск и приехал сюда. Он уже закончился, в университете меня уже не ждут.
ТСН: Какой курс?
"Док": Третий.
ТСН: Планируете тут доучиваться?
"Док": Если решится вопрос с гражданством, да. Но это не самый главный вопрос. Главный, что у меня заканчивается срок этой справки, и они мне ее не продлят т.к. отказали в принятии документов. (На момент публикации стало известно, что срок действия справки все же продлили на месяц, - ред.)
ТСН: У вас целая история была с этими документами.
"Док": Да, писал прошение народному депутату с просьбой помочь с получением статуса беженца. Подпись, мои данные естественно, и потом мне из России присылают фотографию этого документа.
ТСН: И какие у вас предположения, как она туда попала?
"Док": А тут не надо строить предположений - из миграционной службы. Если бы этим занималось белорусское КГБ, мне бы этот файлик из Беларуси прислали. А мы видим такую цепочку: я подаю документы тут, а потом мне их присылают из России. Т.е., кто с кем сотрудничает тут гадать не нужно.
"Лесник"
ТСН: А вы откуда приехали?
"Лесник": А ниоткуда. Я 8 лет живу в Украине. Сам из Беларуси, но с 2007 года у меня здесь дом на меня оформленный, жена - гражданка Украины и дочка - гражданка Украины. У меня вид на жительство в Украине, прописка украинская и белорусский паспорт.
ТСН: Так у вас все основания для гражданства, почему раньше не получали?
"Лесник": Не нужно было. Я свободно ездил в Беларусь обновлял паспорт, в Украине находился официально по виду на жительство. А потратить два года жизни на хождения по инстанциям ради украинского паспорта, зачем мне это было нужно? Если б его выдавали как положено, еще ладно, подал - тебе через неделю дали. А ходить годами - зачем?
ТСН: А чем вы до войны занимались?
"Лесник": Работал электриком на стройке.
ТСН: На Майдане тоже были?
"Лесник": Нет. Поскольку я избирательного права не имею, то я считаю, что граждане Украины должны сами разбираться с властью, какую они хотят, те, у которых есть право. Мне власть Януковича не нравилась, но я считаю, что у меня нет права выступать за или против власти в Украине.
ТСН: А воевать?
"Лесник": А воевать я пошел за Украину, а не за власть. Потому что пригласили. Семенченко написал, что приглашает белорусов, россиян помочь Украине у которой захватили Крым. Это мое, я здесь живу, и я пошел за свой дом воевать
ТСН: Так, а в чем проблема с гражданством, раньше же вы говорите было не нужно?
"Лесник": В том, что у паспорта есть срок действия и через два года он будет недействителен. Я имею все основания для получения гражданства и имел их до войны. Только мне надо поехать в Беларусь и поменять паспорт. А в результате войны я этого сделать теперь не могу, просто не вернусь оттуда. Я не то что не получил то, что мне обещали Антон Геращенко, Арсен Аваков и Петр Порошенко, я потерял то, что у меня было. У меня даже есть официальный ответ: неважно где вы и за кого воевали, вы должны подать документы необходимые для получения гражданства на общих основаниях (показывает документ за подписью главы администрации президента Бориса Ложкина, - ред.). А необходимые документы я теперь предоставить не могу. Вот от меня требует миграционная служба (показывает письмо службы со списком документов, - ред.) - паспорт республики Беларусь серии РР. У меня есть нормальный паспорт белорусский, но другой серии, а Миграционная служба требует, чтобы я его поменял именно на серию РР.
ТСН: Это в связи с чем?
"Лесник": А оказывается есть такое соглашение между Украиной и Беларусью. С единственной страной в мире "об упрощении смены гражданства" называется (смеется). Если б я был гражданином Сомали, у которой нет дипотношений с Украиной, мне было бы достаточно сжечь свой самолийский паспорт. А с Беларусью упрощенный порядок, и поэтому я должен туда поехать собрать справки и поменять паспорт.
ТСН: Т.е., для Вас единственный вариант - это если президент решит предоставить Вам гражданство.
"Лесник": Так, а он именно это и обещал. В июне 2014 года мы лично писали прошение Порошенко о гражданстве. Его заверил Аваков, мы написали свои биографии, кто где сколько служил, откуда приехал. Там список всех, кто был в батальоне "Донбасс". К декабрю оно дошло до президента, который пообещал с трибуны Верховной рады… и на этом все.
ТСН: А ответ от его администрации, там где "на общих основаниях", вы получили до или после обещания Порошенко?
"Лесник": Уже в июле месяце 2015 года. У меня с тех пор три ответа - один из администрации президента и два от миграционной службы - соберите все документы как положено и приходите. Даже если б они были, это ж 2,5 года занимает. Ты подаешь документы, 60 дней они рассматривают, тебе выдают временное удостоверение, это то чего не делала Маша Гайдар и все министры не делали, ты идешь в свое посольство, сдаешь свой паспорт, пишешь отказ от гражданства, получаешь там справку, что ты отказался и только с этой справкой через пару лет тебе дадут паспорт Украины. Это по закону процедура. Вот у меня обращение к министру Авакову "прошу вас хлопотать" от 01.05.2015 г.
ТСН: И что министр ответил?
"Лесник": Ничего. Переправили в Миграционную службу, она уже ответила, что я должен жениться на гражданке Украины, прожить 2 года... и т.д.
ТСН: Так вы же женаты, проживаете больше 2 лет.
"Лесник": Но я ж к министру не за этим обращался, где и с кем я проживаю. А с просьбой хлопотать перед президентом.
Иван Пинчук