"Є" или "Есть": почему вокруг "Книгарні "Є" вспыхнул скандал и что происходит с книгоизданием в Украине

"Є" или "Есть": почему вокруг "Книгарні "Є" вспыхнул скандал и что происходит с книгоизданием в Украине

Фото: УНИАН

Клиенты жестко отреагировали на такое заявление.

В понедельник, 14 сентября, известная украинская сеть книжных магазинов "Є" заявила, что из-за ситуации на рынке, а также из-за отсутствия государственной поддержки, больше не может ограничивать продажу в своих магазинах русскоязычной литературы.

Соответствующее заявление книжный магазин опубликовал на своей странице в Facebook после чего в комментариях в ответ разгорелся настоящий скандал, бойкот и "хейт" в адрес магазина. ТСН.ua разобрался, что это за скандал, почему он вызвал столько негатива, кто поддержал книжный магазин и какая сейчас, в условиях коронавируса, в стране ситуация с украиноязычным книгоизданием.

О чем говорится в заявлении "Книгарні "Є"

В частности, в заявлении "Книгарні "Є" говорится, что к расширению ассортимента русскоязычных книг ее побуждает ситуация на книжном рынке, что большинство (50-70%) книг в обращении — на русском, их продажа дает большую маржу, издательство таких книг дешевле, а РФ всегда поддерживает своих издателей. "Несложно предположить, что в этих условиях сегмент украиноязычной книги будет постепенно сжиматься, украинские издатели будут меньше выдавать, а читатели будут покупать еще больше российских книг — вопреки собственному желанию. Нравится нам это положение вещей? Нет. В силах ли мы, как книготорговая сеть, его изменить? Нет. Можем ли мы игнорировать эту реальность? Нет. Исправить такое положение может только эффективная государственная политика, а "Книгарня" Є" вынуждена учитывать изложенные обстоятельства в планировании своей дальнейшей работы", — говорится в заявлении.

Когда в 2007 году мы открыли первый магазин книжном магазине «Є», идея торговать украиноязычными книгами многим казалась ...

Опубликовано Книжный магазин "Е" Понедельник, 14 сентябре 2020

Что так возмутило общество: негативные комментарии

Соответствующее заявление сразу же начало собирать негативные комментарии, клиенты начали писать, что из-за такой политики больше не будут покупать книги сети книжных магазинов, а будут обращаться непосредственно к издательствам. К критике присоединились и писатели, переводчики, издатели и журналисты, которые вспомнили, как в прошлом году "Книгарня Є" сама категорически выступала против продажи российских книг в Украине.

Первым это вспомнил украинский писатель и переводчик Евгений Лир. Он указал, что на сайте "Книгарні "Є" по поиску книг Лавкрафта находятся сначала издания на русском, а не украинском языках. Там же он указал, что "Книгарня "Є" продает книги российского издания "Альпина Паблишинг" — и это несмотря на то, что в магазине есть и украинские переводы.

Well, спасибо Библиотеки Есть за честно высказанное позицию. Конечно, завуалированную разнообразными "смотрите, мы с 2007 работаем" и ...

Опубликовано Евгением Лиром понедельник, 14 Сентября 2020

В свою очередь журналист, ведущий "Телебачення Торонто" Майкл Щур запустил в соцсетях флешмоб с надписью "нЄт", использовав логотип магазина "Є". Щур также напомнил книжному магазину, что тот в свое время бойкотировал другое издание за русскоязычные книги.

https://www.facebook.com/462285535149/posts/10164091761635150/?extid=wn2LAHVXb4LzKFcK&d=n Здесь они объясняют, почему ...

Опубликовано Майклом Крысой Понедельник, 14 сентября 2020

Стоит отметить, что действительно в декабре 2019 года книжный магазин "Є" обвинял книжный супермаркет "Yakaboo" "в помощи российской агрессии" и призвал бойкотировать сеть. В сентябре 2019 года "Yakaboo" стал официальным дистрибьютором российского издательства "Альпина Паблишинг". 22 декабря на странице "Книгарні "Є" в Facebook был обнародован пост с осуждением действий "Yakaboo". Сейчас этот пост удален со страницы. В свою очередь гендиректор "Альпина Паблишер" заявлял, что до скандала "Книгарня "Є" и сама хотела сотрудничать с ними.

Кто и почему поддержал "Книгарню "Є"

Впрочем, некоторые все же поддержали "Книгарню "Є". Например, писатель Андрей Бондарь считает, что в скандале с "Книгарнею "Є" виноваты и читатели, которые не покупают украиноязычные книги и подталкивают книжные магазины и издательства к распространению русскоязычного продукта.

А я, кстати, знаю, какая сеть магазинов точно не торгует и не торговала книгами российских издательств в Украине. Это ...

Опубликовано Andrij Bondar понедельника, 14 Сентября 2020

Украинская журналистка и писательница Олеся Яремчук также высказалась в поддержку книжного магазина. "#купи_українське_в_Є Хотим ее (ред. " Книгарню "Є") открыто защитить. Конечно, их решение начать продавать российские книги огорчает. Но давайте подумаем, почему они к этому пришли? Ведь проукраинская позиция "Є" просто очевидна", — написала она на своей странице в Facebook.

# Купи_украинське_в_Е Мы с Ростислав Косюра только сейчас прочитали о ситуации с Книжный магазин "Е" и хотим ее открыто ...

Опубликовано Олесей Яремчук понедельник, 14 Сентября 2020

Какая в Украине ситуация с украиноязычным книгоизданием

Украинский книжный рынок жалок по сравнению с рынками соседних стран: среднестатистический украинец в предыдущие годы тратил на книги украинских издателей не более 40 грн в год, то есть книги покупало не более, чем 25% населения Украины. Бюджетные средства, государство проблемы не решит. Это могут сделать только солидарные украинцы, которым нужны книги, чтение, культурные практики, культура и образование в целом, об этом ТСН.ua рассказали в Украинском институте книги (УИК).

Там добавили, что в этом году в госбюджете сумма закупки на книгоиздание на украинском языке еще меньше, чем в два предыдущих года, причина — коронавирус. "Если речь идет именно о средствах государственного бюджета, распорядителем которых является Украинский институт книги, то это 10 млн грн, предназначенных на издание Полного академического собрания произведений Леси Украинки в 14 томах, поддержанного согласно постановлению Кабмина к 150-летию со дня рождения. Есть бюджеты у областных государственных администраций и других органах местного самоуправления, но собрать о них информацию трудно. Однако Институт, как и в 2018-2019 гг. закупит книги для публичных библиотек. В этом году сумма закупки около 48 млн грн, что меньше, чем в 2 предыдущих года (2018-й — 114 млн грн, 2019 г. — 86 млн грн), и причины этого известны — секвестр бюджета из-за пандемии. Подчеркиваю, что книги для публичных библиотек Институт закупает исключительно на государственном языке", — отметила Александра Коваль, директор УИК.

Она также добавила, что согласно предварительным данным Книжной палаты, издание украиноязычных книг из-за коронавируса упало вдвое по количеству названий и втрое — по тиражам. "Видно невооруженным глазом: ситуация стала ощутимо хуже: продажи в стационарных магазинах, которые во 2 квартале упали на 95%, восстанавливаются очень медленно и, возможно, уже никогда не восстановятся... Надеюсь, что эту ситуацию исправит распределение грантов институциональной поддержки. Для книгоиздательской отрасли в госбюджете на это выделено 150 млн грн и мы сейчас ждем утверждения нормативно-правовых актов, чтобы начать прием заявок и распределить средства между издателями. Книжным магазинам эти средства распределены не будут, поскольку "антиковидный" закон №3377 четко указывает на получателей средств: это те, кто относятся к креативным индустриям, перечень которых определен соответствующим постановлением Кабмина. Следует сказать, что эта сумма составляет всего лишь 10% от суммы оборота на рынке (без школьных учебников), то есть, если спрос на книги не восстановится и не будет расти, то в ближайшее время мы увидим серию банкротств, и начнутся они именно с книжных магазинов", — говорит Александра Коваль.

Какая доля среди книгоиздания именно украиноязычной литературы (по сравнению с русскоязычными книгами)

По данным Книжной палаты в 2019 году пропорция была примерно такая: украинский язык 74% по названиям и 85% по тиражам; для сравнения в 2014: украинский по названиям 64%, по тиражам — 54%. "То есть, украинский язык уверенно доминирует. Почему при этом не растет заинтересованность книгами, почему люди перестают читать, что приводит к уменьшению тиражей — это надо глубоко и систематически исследовать. Для меня ответ очевиден: это следствие почти 30-летнего игнорирования органами власти потребности развития человеческого капитала, который происходит прежде всего благодаря развитию образования, науки и культуры, что, в свою очередь, немыслимо без книг и чтения. Все заброшенное следует немедленно исправлять, направив на продвижение чтения максимальные ресурсы. "Год чтения" на государственном уровне стал бы хорошей инициативой, предложим это министру культуры и информационной политики Александру Ткаченко", — отметила директор УИК.

ТСН.ua также направил запрос и в Министерство культуры и информационной политики. Мы опубликуем ответ сразу, как только получим его.

Похожие темы:

Дата публикации
Просмотры
4929
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация