Законопроект о дезинформации: как власть хочет бороться с фейками и почему журналисты выступают против
ТСН.ua
  • Количество комментариев 2
  • Количество просмотров 363

Пока что документ еще не внесен в Раду.

В начале ноября 2019 года президент Украины Владимир Зеленский подписал указ, который изрядно насторожил журналистов и работников СМИ. В этом указе он поручил правительству подготовить новый законопроект о регулировании информационного пространства, в котором должны быть "положения относительно требований и стандартов новостей", механизмы "предотвращения распространения недостоверной, искаженной информации", а также "запрет физическим и юридическим лицам государства-агрессора владеть или финансировать медиа в Украине".

Еще тогда журналисты начали бить тревогу и всерьез обсуждать это поручение правительства. Министру культуры, молодежи и спорта Владимиру Бородянскому пришлось объяснять, что слова о "стандартах новостей" были просто терминологическим недоразумением. "Что мы собираемся делать: ввести понятие опасная информация, дезинформация, недостоверная информация. Что является очень важным в условиях информационной войны с РФ и возможным финансированием некоторых СМИ страной-агрессором. Введение определений характера информации, как-то новостная, развлекательная, юмористическая и т. п вместе с возможным долгом обозначать распространяемый контент согласно того вида контента, к которому относится информация. Это является частью надлежащего информирования граждан и реализацией их права на информацию", – уточнил министр Бородянский.

Однако в январе его министерство представило законопроект, о котором шла речь в указе Зеленского. Сейчас документ до сих пор не подан в парламент, продолжаются общественные обсуждения. По плану Бородянского, зарегистрируют в Раде его в феврале, а уже в марте планируют проголосовать. ТСН.ua рассказывает основные детали правительственного законопроекта и почему против него активно выступает журналистское сообщество.

Как власти планируют бороться с дезинформацией

Подготовленный Минкультом законопроект имеет название "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения национальной информационной безопасности и права на доступ к достоверной информации". Он не является новым законом, однако вносит ряд изменений в ряд действующих в Украине законов.

Больше всего досталось закону "Об информации". Именно его больше всего планируют изменить авторы законопроекта. Еще в самом начале закона планируется добавить фразу – "Целью регулирования (информационных отношений – ред.) является защита прав граждан на получение достоверной и сбалансированной информации, прозрачность деятельности распространителей массовой информации и обеспечение национальной информационной безопасности Украины".

В документе планируется разграничить понятия "журналист" и "профессиональный журналист". Отличаются они лишь тем, что профессиональный журналист будет членом новосозданной Ассоциации профессиональных журналистов. Также вводится и понятие "распространитель массовой информации" – фактически это любой (юридическое или физическое лицо), кто создает или собирает и распространяет массовую информацию. Вместе с тем, массовой информацией планируется определить такую информацию, которая является доступной для неограниченного или неопределенного круга лиц или к которой возможно получить доступ любому лицу из любого места и в любое время по собственному выбору.

В закон "Об информации" авторы законопроекта хотят добавить целый раздел III, который будет регулировать именно вопросы распространения дезинформации. Там четко указывается, что дезинформацией не могут быть оценочные суждения (при условии наличия минимальной фактологической основы), сатира или пародия (если об этом четко заявлено), а также недобросовестная реклама. Следить за распространением информации и проверять ее подлинность будет новосозданный орган – Уполномоченный по вопросам информации. Для его работы должна быть создана специальная электронная система доверия, которая должна мониторить информационное пространство и автоматизировать выявление дезинформации. На основе этой системы появится и индекс доверия – это показатель, который будет информировать потребителей информации о том, насколько источник этой информации придерживается всех необходимых стандартов.

Уполномоченный будет иметь право подавать заявления распространителям массовой информации с целью опубликования ответа или опровержения. После обнародования соответствующего заявления распространитель массовой информации (что интересно, это касается не только сети Интернет, но и мессенджеров, что потенциально может охватывать и ряд Telegram-каналов) не имеет права изменять адрес размещения материала, а также обязан указать, что эта информация проверяется Уполномоченным (возле названия, первого предложения или в описании материала, а также контрастным к фону цветом). Это должно быть осуществлено в течение 24 часов.

После получения заявления от уполномоченного распространитель массовой информации имеет право либо удовлетворить его и опровергнуть свое информационное сообщение, или же наоборот – отказать в удовлетворении заявления. Последнее может произойти, если распространитель массовой информации имеет подтверждение подлинности представленной информации, или если это является дословным воспроизведением слов или заявлений органов государственной власти или местного самоуправления. Если же распространитель никоим образом не реагирует на заявления уполномоченного, тот может подать в суд и решить вопрос в судебном порядке, в частности даже ограничить доступ к этой информации.

Еще одним важным разделом нового законопроекта стал вопрос самоуправления журналистов. Для этого планируют создать Ассоциацию профессиональных журналистов Украины, которая будет единственной некоммерческой и негосударственной организацией именно для профессиональных журналистов. В рамках этой ассоциации будут работать ряд структур, таких как Региональный совет журналистов, Конференция журналистов региона, Съезд журналистов Украины и другие. Членом ассоциации могут стать журналисты, которые принимают Кодекс профессиональной этики журналиста и имеют подтвержденный опыт работы (на основе договоров) по меньшей мере три года.

Однако едва ли не самым главным новшеством данного законопроекта станет ответственность журналистов. Сейчас они почти не несут ответственности за свои публикации, однако документ планирует внести изменения в ряд кодексов, которые используются правоохранительными органами. В частности, вводится отдельный процесс судопроизводства в отношении профессиональных журналистов, а также будет урегулирована подача исков в суд от уполномоченного по вопросам информации:

  • если признанная судом дезинформация будет распространяться по меньшей мере трижды в течение года, однако добровольно опровергаться – это потянет на штраф в размере 1000 минимальных зарплат за каждый случай (4,7 миллиона гривен).
  • если же дезинформация не опровергается – штраф в 2000 минимальных зарплат за каждый случай (9,4 миллиона гривен).
  • если же распространитель информации не сообщает о том, что в отношении информации было подано заявление от уполномоченного в течение 24 часов – штраф в 20 минимальных зарплат (94 460 гривен) за первые 10 дней, и дополнительно одна минимальная зарплата (4723 гривны) за каждый следующий день.
  • в случае распространения СМИ индекса доверия, который не является действующим, – штраф в 20 минимальных зарплат (94 460 гривен).
  • при изменении адреса ссылки информации, на которую подано заявление от уполномоченного, – штраф в 5 минимальных зарплат (23 615 гривен).
  • за непредоставление в установленный срок ответа на заявление уполномоченного – штраф в 5 минимальных зарплат (23 615 гривен).

Вместе с тем, в Уголовном кодексе даже планируется ввести новую статью – распространение дезинформации. Там планируют наказывать за "систематическое умышленное массовое распространение заведомо недостоверных сообщений о фактах, событиях или явлениях, что представляет угрозу национальной безопасности, общественной безопасности, территориальной целостности, суверенитету, обороноспособности Украины, праву украинского народа на самоопределение, жизни и здоровью граждан, состоянию окружающей среды в течение периода отсутствия полного контроля Украины за государственной границей Украины". Такое "преступление" будет караться штрафом от 5 тысяч до 10 тысяч необлагаемых налогом минимумов граждан (85 000 – 170 000 гривен) или исправительными работами от 1 до 2 лет. Если же такое же преступление выполняется с применением автоматизированных систем (ботов в соцсетях, специальными группами аккаунтов и пользователей) – это будет тянуть на лишение свободы от 2 до 5 лет. За финансирование данного преступления предусмотрена ответственность – лишение свободы от 3 до 5 лет.

Кроме этого, распространение массовой дезинформации должно появиться как дополнение к многим имеющимся в Кодексе статьям, которые касаются преступлений против основ национальной безопасности Украины, а также против общественной безопасности и общественного порядка в области терроризма.

В то же время, авторы законопроекта хотят и значительно усилить ответственность за препятствование работе журналистов. В статье 171, которая касается препятствования, планируется ужесточить ответственность. За незаконное изъятие собранных журналистом или оператором данных, а также умышленное воспрепятствование осуществлению обязанностей, может быть наложен штраф в размере от 3 до 5 тысяч необлагаемых налогом минимумов граждан (51 000 – 85 000 гривен), или арестом на срок до шести месяцев, или лишение свободы на срок до трех лет. Раньше штраф был в размере до 50 необлагаемых минимумов граждан (850 грн). Незаконное воздействие на журналиста или оператора или незаконное вмешательство в их работу – будет тянуть штраф в размере от 5 до 10 тысяч необлагаемых налогом минимумов граждан (85 000 – 170 000 гривен), или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до четырех лет. Если же эти действия были совершены группой лиц по предварительному сговору – штраф в размере от 10 до 20 тысяч необлагаемых минимумов граждан (170 000 – 340 000 гривен) или ограничение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Также планируют усилить ответственность за угрозы журналистам. За угрозу убийством, насилием или уничтожением имущества журналисту или оператору можно будет попасть в тюрьму на срок до 3 лет, или получить ограничение свободы на такой же срок. Умышленное нанесение легких или средних телесных повреждений журналистам, операторам, членам их семей – ограничение свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок. За тяжкие телесные повреждения – лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

За умышленное уничтожение или повреждение имущества журналистов и операторов можно будет получить штраф от 5 до 10 тысяч необлагаемых налогом минимумов граждан (85 000 – 170 000 гривен), или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до пяти лет. Если же будет совершено покушение на убийство или само убийство журналиста или оператора, их близких – это будет наказываться лишением свободы на срок от девяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы.

Видео В соцсетях создают фейковые профили авторитетных людей и выманивают деньги из их знакомых

В социальных сетях копируют профили военных, врачей, вдов, волонтеров и телеведущих - мошенники таким образом с поддельных аккаунтов авторитетных людей просят деньги на помощь армии или больным детям. Как уберечь свою страницу и как следить за настоящими друзьями - в сюжете.  

В соцсетях создают фейковые профили авторитетных людей и выманивают деньги из их знакомых

Что говорят авторы законопроекта

Главным защитником законопроекта в публичном пространстве стал сам министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский. По его словам, еще в 2017 году Украина утвердила Доктрину информационной безопасности, где четко утверждено, что власть должна противодействовать дезинформации.

"Она (дезинформация — ред.) может разжигать вражду и ненависть, приводить к конфликтам в обществе, нарушению границ, к развалу страны... Против нас действует серьезный мощный враг, и мы должны уметь защищать свое информационное пространство так же, как мы защищаем территориальную целостность и экономические интересы страны", — уточнил он.

Также министр отмечает, что этот закон не будут использовать для борьбы с "неудобными" журналистами, однако он имеет целью повысить их ответственность, а также защитить профессиональных журналистов во время их работы.

В свою очередь, также лоббистом в СМИ властных законопроектов "О медиа" и по противодействию дезинформации стал нардеп от "Слуги народа" Никита Потураев. Он обращает внимание на возможности для журналистов для самоуправления путем создания Ассоциации профессиональных журналистов, которая будет защищать их права. Во время довольно горячей дискуссии в эфире "Свободы слова с Савиком Шустером" между представителями медиа и Бородянским с Потураевым последний вообще обвинил журналистов, что они до сих пор не смогли создать подобную организацию.

"Сами решите за себя, как вам жить. Вы не можете без государства обойтись, что ли? Мы вам предлагаем на уровне закона – обойдитесь без государства [...] Что же вы все кругами ходите? Мы хотим и так, чтобы без государства, но чтобы государство вам было должно. Вы не хотите сами свои права отстаивать?!", – сердился депутат.

Как реагируют медиа

Журналисты и работники медиасообщества после обнародования деталей законопроекта высказались категорически против многих пунктов этого документа. Его даже раскритиковали и в ОБСЕ.

"Я понимаю необходимость борьбы с дезинформацией, особенно в контексте нынешнего конфликта в Украине и вокруг нее. Но это не должно делаться за счет свободы средств массовой информации и вмешательства государства в содержание СМИ и организацию журналистской деятельности в стране... Более того, действующее украинское законодательство уже предусматривает механизмы противодействия общественно опасной информации", – говорится в заявлении представителя ОБСЕ по свободе СМИ Арлема Дезира.

Среди основных критических моментов: деятельность уполномоченного, огромные штрафы и даже возможное тюремное заключение или общественные работы за распространение дезинформации, нечеткость в определениях многих понятий, в том числе и главного – самой дезинформации.

"Журналисты" будут ограничены в доступе к государственным органам власти, а также не иметь других видов защиты и гарантий своей профессиональной деятельности (в частности, защиты от преступлений против журналистской деятельности). Все "распространители информации" будут обязаны распространять только достоверную информацию и проверять ее достоверность перед распространением и одновременно дополнительно обеспечивать свою "открытость и прозрачность", – отмечают в "Институте массовой информации".

Похожее мнение выразила и исполнительный директор "Украинского института медиа и коммуникаций" Диана Дуцык. Она также заявила о гораздо большем количестве прав, которые будут иметь профессиональные журналисты, в отличие от просто журналистов.

"В законе (законопроекте – ред.) также прописано, кто имеет право ходатайствовать об обыске у вас или других следственных действий. И это не менее чем генпрокурор и его заместители (Статья 40. Гарантии при проведении оперативно - розыскных мероприятий или следственных действий в отношении профессиональных журналистов). Можно было бы это трактовать, конечно, как защита от произвола местных прокуроров. Но общая тональность закона подсказывает мне, что это несколько о другом – в частности о том, чтобы было сразу понятно, на каком уровне вами будет интересоваться государство. А если вы такой упрямый и не захотели вступить в Ассоциацию и получить пресс-карту, то не будете иметь ни защиты от государства и никаких других "привилегий". А то еще и посадить могут. Вдруг ваше расследование о состоянии какого-либо чиновника будет признано недостоверным", – написала она.

Раскритиковали законопроект и в Национальном союзе журналистов Украины (НСЖУ) и Комиссии по журналистской этике (КЖЭ). По словам председателя НСЖУ Сергея Томиленко, этот документ только усилит давление на СМИ.

"Предлагаем правительству прекратить обсуждения и продвижение столь конфликтного законопроекта, который подвергается критике как украинскими журналистами, национальными медийными организациями, так и международным сообществом. Призываем журналистские и другие общественные организации не принимать участия в доработке вредного для медиа документа", – говорится в заявлении организации.

Подобное заявление обнародовали и в комиссии по журналистской этике. Там также призвали власти снять законопроект с рассмотрения из-за огромного количества спорных моментов.

"Мы осознаем, что отдельные журналисты и владельцы СМИ злоупотребляют свободой слова, и готовы делать все необходимое, чтобы минимизировать последствия такого злоупотребления. Однако мы осознаем, что в свободном и демократическом обществе свобода слова важнее, чем чистота рядов журналистского цеха. Попытки загнать всех журналистов в единую организацию, навязать единые стандарты, наказывать за любые отклонения от "партийной линии" будут иметь еще худшие последствия, чем те, которые мы сейчас имеем из-за безответственности отдельных журналистов", – подчеркивают в организации.

Видео Facebook запустил механизм отслеживания фейковых новостей

Оставьте свой комментарий