На выборы 2012 партии потратили 600 млн грн

На выборы 2012 партии потратили 600 млн грн

Наименее эффективно израсходовали средства партии, не преодолевшие проходной барьер / Фото: Фото EPA/UPG

Лидером по стоимости кампании стала Партия регионов, задекларировавшая расходы в размере 218 млн грн.

Во время выборов 2012 политические партии потратили на избирательную кампанию более 600 млн грн. Об этом пишет "Коммерсантъ-Украина".

В распоряжении издания оказались итоговые данные о затратах всех 22 партий, выдвигавших кандидатов в многомандатном округе. Как известно, официальное декларирование сумм, использованных партиями-участницами в ходе предвыборной кампании, является одним из требований действующего законодательства. В сводные ведомости попали расходы, понесенные партиями за неполных три месяца — с момента регистрации участника выборов Центризбиркомом до полуночи 26 октября.

Лидером по стоимости кампании стала Партия регионов, задекларировавшая расходы в размере 218 млн грн. Почти 157 млн грн из этой суммы потрачено на рекламу в СМИ, еще в 33 млн грн обошлась внешняя реклама.

Второе место по объему потраченных средства заняла "Батькивщина", задекларировавшая 107 млн грн. У оппозиционной партии почти весь бюджет ушел на оплату услуг СМИ (94 млн грн), еще в 9,5 млн грн обошлась "наружка".

Исходя из официально задекларированных расходов и результатов голосования в многомандатном округе, партии власти каждый голос обошелся несколько дороже, чем ее главному оппоненту, - 35,7 грн у ПР против 20,6 грн у "Батькивщины". Удельные затраты Партии регионов являются самыми высокими среди пяти политических сил, преодолевших 5-процентный барьер.

"Нам объективно было тяжелее, чем остальным, поскольку мы у власти. Оппозиции легко агитировать, им достаточно пообещать с три короба, а нам приходилось подробно описывать, что же мы сделали за два с половиной года. Из-за этого, например, нам пришлось гораздо больше тратить на разъясняющие буклеты", - поделился с "Ъ" народный депутат Владимир Олийнык.

Данные ЦИК подтверждают его слова - на изготовление наглядной агитации и раздаточных материалов у ПР ушло 23 млн грн, в то время как "Батькивщина" уложилась в 3,2 млн грн.

Читайте также: "Свободе" на выборах каждый голос обошелся в 11 грн, ПР - в 1100 грн

Партия УДАР, занявшая третье место по итогам выборов, оказалась гораздо экономнее лидеров и уложилась в скромные 33,7 млн грн (11,8 грн за голос). Это, впрочем, не позволило УДАРу побить рекорд эффективности, поставленный партией "Свобода" (23,2 млн грн; 10,9 грн за голос). Гораздо менее эффективной оказалась кампания Компартии, обошедшаяся коммунистам более чем в 72 млн грн (стоимость одного голоса - 27 грн).

Наименее эффективно израсходовали средства партии, не преодолевшие проходной барьер. В этом плане лидером официального зачета является партия "Наша Украина". Она задекларировала расходование более 63 млн грн, и таким образом стоимость каждого голоса в поддержку НУ превысила 278 грн. Это намного выше показателя партии "Украина — Вперед!" Наталии Королевской, которую традиционно критиковали за избыточно дорогую рекламную кампанию. "Украина — Вперед!" показала 60,6 млн грн расходов, и таким образом один голос ей обошелся в 188 грн.

Стоимость дорогих кампаний позволяет тем участникам выборов, которые преодолели проходной барьер, говорить об эффективности работы их штабов. "Все познается в сравнении. Если Наталия Королевская потратила больше 60 млн грн и получила чуть больше процента, то наши финансовые показатели вполне адекватны, никто не скажет, что фонды потрачены неэффективно", - подчеркнул замглавы парламентской фракции "БЮТ-Батькивщина" Сергей Соболев.

Сумма расходов всех партий на рекламу в многомандатном округе составила немногим более 600 млн грн. Эта цифра не включает фонды кандидатов-одномандатников, а также средства, потраченные до официального старта кампании. Между тем и с этими условиями официальные данные могли быть занижены, отмечают эксперты.

Участник партнерства "Новый гражданин" Олег Рыбачук, работавший в избирательном штабе "Нашей Украины" в 2002 и 2006 годах, уверен, что во многих партиях, помимо официального избирательного фонда, существовали также нелегальные "черные кассы", о которых участники гонки предпочитают не говорить. "Во время кампании нужна "наличка". Это и оплата за "джинсу", и зарплаты в конвертах, и проплаченные митинги. Ни для кого не секрет, что все это имело место. И при этом ни один из перечисленных пунктов не мог быть оплачен официально, из партийной кассы", - пояснил Рыбачук. 

Похожие темы:

Следующая публикация