А шо же я с этого буду иметь?
Выборы в Одессе и все события после них больше похожи на реалити-шоу для ТВ, чем на борьбу за жизнь "по-новому".
Голосование 25 октября в Одессе главным образом запомнились тем, что выбора на этих выборах особенно и не было. Большую интригу составлял вопрос, кто именно из местных "смотрящих" станет мэром. Новые украинские власти то ли не успели, то ли не смогли сделать главное - показать одесситам, за что именно им надо голосовать, если голосовать за представителей новой власти.
День выборов
Утро 25 октября в Одессе началось с сообщения о нарушениях на одном из избирательных участков, пришедшее в штаб кандидата в мэры от "команды Саакашвили" Саши Боровика. Выехав на место вместе с другими журналистами, я обнаружил, что "нарушением" оказалось отсутствие соответствующих бумаг с печатью избиркома у одного из многочисленных "экзитпуллеров", стоящих рядом с избирательным участком. В течение половины избирательного дня это было единственным нарушением, которое удалось увидеть воочию. Парень, проводивший экзит-пол "без бумажки", смутился, сказал, что бумажка с печатью у его руководства, и ушел.
Ближе к вечеру в Суворовский ОВД Одессы привезли два автобуса (34 человека) молодых людей 18-20 лет, характерной внешности (с синяками под глазами, опухшими лицами, которые они старательно прятали от камер). Обвинение - они отъезжали от избирательного участка. Главный в этой "команде" представился "пастором" новой религии и заявил, что он со своими "паломниками" едет молиться в Одесскую область.
Затем в штабе Боровика провели брифинг о том, что на разных участках есть много нарушений - якобы студентов принуждают голосовать за кого-то, якобы есть подозрения вбросов, подкупа и т.д.
К 11 вечера поступил SOS о неких странных движениях на избирательном участке в здании института на Привокзальном переулке, дом 2. Прибывшие на место журналисты больше часа провели под дверьми здания, куда их не пустили - велся подсчет голосов. Стоящие под участком сторонники БПП "Солидарности" заявляли на камеры о том, что результаты голосования в это время за этими стенами фальсифицируются, а наблюдателей и кандидата в облсовет Машу Гайдар фактически взяли в заложники.
В течение часа к участку приехали с десяток милицейских и полицейских чинов. Самые важные в итоге зашли внутрь. Через 5 минут вышли вместе с Машей Гайдар. Гайдар сообщила, что хотела попросить пересчитать корешки и бюллетени, но ей не дали избиркомовские и "куда-то постоянно по кругу звонили и вели себя подозрительно". Потом уехала писать по этому поводу заявление в полицию.
К полуночи появились "придуманные результаты выборов", которые "основываются на данных экзит-полов" - лидировал действующий мэр Труханов. Команда Боровика стала заявлять о фальсификациях. День выборов закончился.
А шо же я с этого буду иметь?
Вообще во время предвыборной гонки в Одессе был настоящий ад. В России я видел такое в последний раз в 1996 году, когда было невозможно запомнить ни кандидатов, ни названий партий и блоков из-за их количества, а на участках избиратели получали "портянки" бюллетеней, которые затем еще надо было постараться впихнуть в щель урны.
Примечательно, что с губернатором Саакашвили, удивившимся успеху никому ранее не известного Саши Боровика, согласились все – действительно никто не ожидал, что он наберет почти 30 процентов голосов.
Может, отчасти это из-за того, что внимание СМИ больше привлекал переделанный из памятника Ленину памятник Дарту Вейдеру c wi-fi-роутером в голове, нежели встречи с избирателями катающегося на роликах Саши Боровика в компании с раздающим шашлык Саакашвили. Или, например, открытие очередной детской площадки, где самым серьезным сооружением была табличка с именем кандидата из бригады действующего мэра, осчастливившего детей.
Но вернемся к результатам выборов в мэры Одессы. Можно сколько угодно устаивать "митинги ярости" под судом, где рассматривалось заявление с требованием отмены результатов выборов, сколько угодно проводить "брифинги" девушек с пионерскими глазами, зачитывающими по бумажке написанный некими пиарщиками текст, сколько угодно, до хрипоты, вещать на карманных телеканалов о том, что Труханов был, есть и будет есть, но главный приговор одесским выборам – это явка, которая не достигла даже 50 процентов.
Больше половины одесситов на выборы просто "забили". Не потому что они плохие, не потому что только из-за любви к "Звездным войнам" было лень выходить из дома. Не потому что в городе нет объективной информации и действительно независимых СМИ, которые смогли бы своим авторитетом призвать прийти на избирательные участки. А потому что "обрыдло".
Люди не верят в выборы. Они отгораживаются друг от друга заборами, строят "нахалбалконы" в хрущевках (когда возле пятиэтажки появляется не просто не предусмотренный балкончик, похожий на другие, а двухкомнатная пристройка с отдельным выходом на улицу, своим отгороженным забором садом и ведущим под дом гаражом для одной-двух машин), они рассчитывают только на себя.
Люди считают (и сложно их в этом винить), что все почти 25 лет с момента развала "совка" они никому не были нужны. О них вспоминали только в день выборов. И то - на самом деле "для галочки".
Как бы ни старалась команда Саакашвили призвать одесситов жить по-новому, они не смогли ответить на главный одесский вопрос: "А шо же я с этого буду иметь?"
Суд за право управлять поездом, если он стоит в степи на берегу моря вдалеке от железной дороги, будет скорее бессмысленным шоу, нежели попыткой дать людям возможность пользоваться железной дорогой. Конечно, если только у вас нет необходимости именно в шоу. А выборы в Одессе были похожи именно на какое-то шоу, реалити-проект для телевидения, нежели на борьбу двух систем в головах граждан. Той, которая хочет, чтобы в стране работали законы, и той, которая хочет, чтобы поскорее пришел Путин и навел порядок.
И если власти Одесчины будут продолжать строить свою политику на заявлениях вроде "Не верьте им, они козлы, а мы хорошие, поэтому давайте жить по-новому, как именно, мы вам расскажем", они могут не заметить, как Путин станет делать селфи на фоне памятника дюку де Ришелье.