На самом деле "Иволгу" погубил не шторм, а коррупция и бездействие властей.
Сегодня – ровно неделя с момента крушения под Одессой катера "Иволга", в результате которого погибло 16 человек. "Запрограммированная трагедия" - охарактеризовали ЧП новые одесские власти. Госслужбы знали, что катер работает без разрешения, знали, что на борту тройной перегруз людей, все знали, что на море шторм – но никто ничего не сделал. Катастрофа "Иволги" заставляет задуматься над тем, контролирует ли новая украинская власть страну, или все это до первой, "запрограммированной" волны.
Кровь на пирсе
О том, что в Затоке Одесской области затонуло судно с людьми, стало известно лишь поздно вечером в прошлую субботу, 17 октября. Выдвинулся на место. В порту Затоки неразбериха. Из-за шторма и темного времени суток спасательные работы были прекращены. Буксир "Днестровец", прибывший на спасательную операцию из Белгород-Днестровского, даже в бухте раскачивался так, что причальные тросы сбили с ног одного из журналистов. На причале - кровь. Как рассказали члены экипажа "Днестровца" - это место, куда они складывали вытащенные из воды трупы.
Прибыл губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. С ним - прокурор области Давид Сакварелдзе и глава милиции региона Георги Лорткипанидзе. Очень эмоциональное выступление Саакашвили перед телекамерами. Затонувший катер "Иволга", предназначенный для перевозки 12 водолазов со снаряжением, занимался перевозкой пассажиров незаконно. Долгое время. И все об этом знали. 17 октября, несмотря на шторм, он вышел в море из порта Затоки с 36 людьми на борту. То есть - с троекратным перегрузом. О количестве людей на "Иволге" было известно и службам порта, и пограничникам, контролирующим морскую границу неподалеку.
Но, как поведал сам Саакашвили, в Одесской области есть всего 2 человека, в полномочия которых входит разрешать или запрещать выход в море маломерных судов. И оба они в этот день были чем-то заняты на Днестре.
Итог - вышедшая в 7 утра "Иволга" к 15:30 из-за усилившегося шторма пошла назад в бухту. Когда сильная волна стала бить в один борт, все люди прижались к противоположному. Катер сильно накренился, потом перевернулся и – затонул.
Не было сигнала SOS, не было никаких попыток связаться с береговыми службами для вызова помощи, хотя до берега от места крушения было всего 400 метров.
О тонущей "Иволге" узнали случайно - по переговорам на экстренной волне. Береговая служба направила в этот район суда по своей инициативе. Пограничники и буксиры нашли плот с 13 людьми. И до следующего дня царила неразбериха с количеством погибших. Ночью с 17 на 18 октября называлась цифра 12 человек, выросшая впоследствии до 16.
"Капитан спасся, схватившись за табуретку и выплыл, сейчас он пьяный задержан и сидит в милиции", - сообщил Саакашвили. По его же словам, хозяин судна, отец капитана, подался в бега.
В больнице Белгород-Днестровского я пообщался с выжившими. Говорят - плыли на рыбалку. О том, что с таким количеством пассажиров в море опасно выходить даже в тихую погоду, они просто не знали. Люди надеялись, что беря 350 гривен за место на катере, экипаж знает свое дело...
"Иволга" национального значения
Но на самом деле "Иволгу" погубил не шторм. "Иволгу" погубила коррупция и неспособность властей навести порядок в этой сфере. Коррупционеры и жулики, в том числе и в госструктурах, как собаки - если чувствуют слабость или страх - загрызают. Загрызают нарушением законов.
К примеру, когда глава МВД области Лорткипанидзе и советник губернатора Маша Гайдар приехали разбираться с незаконной раздачей земель поселковой администрации одного из сел Коминтерновского района, они три часа стояли на холоде, потому что никто не мог найти главу администрации поселка, чтобы тот открыл дверь в администрацию. Вместе с чиновниками на улице мерзли и с десяток журналистов.
Жулики из администрации это чувствуют. Если представители власти такого уровня не могут найти способ зайти в помещение, где могут находиться улики преступления, это не лучшим образом характеризует саму власть.
Решительность одесского губернатора в сносе незаконных заборов на захваченных пляжах с радостью подхватили местные активисты. Одесский "Автомайдан" и "Самооборона" с помощью бульдозера так же, как и ранее Саакашвили, проникли на территорию "Замка Гарри Поттера" - роскошного особняка, официально именующемуся "Домом приемов" Одесской юридической академии. Академию эту патронирует небезызвестный Сергей Кивалов.
Его портрет с орденами и эполетами и обнаружили активисты внутри замка. Здание тут же назвали "Одесским Межигорьем". Полиция через некоторое время задержала активистов, но отпустила всех, кроме водителя бульдозера. Активисты стали бузить, ожидая реакции Саакашвили.
На следующий день после "штурма" замка он таки прибыл на место. Но даже не подошел к уже восстановленным воротам здания. Он поиграл в теннис на площадке перед ним. Такого активисты не ожидали. Это обрадовало одесских жуликов, остерегающихся очередных "заборных зачисток". К слову, больше никаких заборов в Одессе Саакашвили не ломал.
По городу поползли слухи: "Саакашвили усмирили". Активисты стали проводить в Одессе марши, в которых резко критиковали нынешие украинские власти. Власти на критику не отвечали. И если еще в июне одесские "Евромайданы", "Самообороны" и прочие приходили к Саакашвили и клялись в верности и готовности оказывать помощь, то в сентябре эти же люди в камуфлированной форме уже критиковали одесские власти за неспособность бороться с жуликами и ворами как во власти, так и около нее. Прозвучали слова, что Майдан не окончен.
Слабость властей почувствовали не только жулики, но и те, кто искренне хотел бы с ними бороться. А самые страшные враги - бывшие друзья.
Полусерпы с полумолотами
Полумеры и не доведенные до конца "антикоррупционные походы", возможно, еще хуже, чем отсутствие оных. Ведь это еще одно доказательство потенциальной безнаказанности в нарушении законов.
Одесса до сих пор не может понять, на каком свете и в какой стране она живет. Это ярко видно по зданию Одесского регионального института государственного управления на Генуэзской. В рамках декоммунизации здесь поскалывали серпы и молоты на фасаде здания над центральным входом, но оставили такие же серпы с молотами, только поменьше размером, на колоннах здания. Здание двойного назначения? При этом в нем же, по символическому стечению обстоятельств, находиться районная избирательная комиссия. В итоге в здание с удовлетворением входят и те, кто против коммунистов, и те, кто за.
Неопределенность и нерешительность властей не только порождает коррупцию и расшатывает устои государства – как показала трагедия "Иволги", они опасны для жизни.
Власти не смогли навести порядок в регулировании частных морских перевозок, люди доверились власти, думая, что она все контролирует, или давно забыли о том, чтобы ей доверяться, привыкнув рассчитывать лишь на себя. И поехали на рыбалку в шторм. И погибли.
А одесские власти объявили о полном запрете на выход в море маломерных судов до проверки их всех специальной комиссией. Возможно, первые пару дней этот запрет и действовал – из-за свежих впечатлений от крушения "Иволги". К тому же эти дни близ одесского побережья бушевал шторм. Сейчас шторм стих,и сайты частных компаний снова зазывают на "морские прогулки" и "рыбалку в открытом море".
Даже сайт "Иволги" продолжает приглашать на отдых. При этом на сайте написано, что теплоход вмещает 25 человек. Стоимость "аренды судна на день" - 7000 гривен. Один билет - 350 гривен. Напомню, что "Иволгу" лишь три дня назад подняли со дна. С того самого дна, куда могут попасть все желающие, поверившие, что власти контролируют ситуацию должным образом. А только вчера закончили поиск тел погибших.
"Иволга" стала тонуть от удара волны. Такой же волны должны опасаться и украинские власти, если так и не смогут показать силу тем, кто считает, что серпы с молотками на всякий случай не стоит скалывать с фасадов.