Пчелы обладают математическими способностями и индивидуальностью - ученые

Фото: Associated Press

Ученые утверждают, будто пчелам по силам освоить некоторые математические навыки и все они имеют разные уровни "способностей".

О пчелах-математиках заговорили в австралийские и французские ученые, сообщает CBSNews со ссыслкой на Science Advances. Еще недано считалось, что числовые навыки как способность использовать символы или маркировку для выполнения арифметических функций типа сложения и вычитания доступны только ограниченному числу нечеловеческих видов. К ним относили шимпанзе, голубей, пауков и попугаев. Тем не менее, ученые обнаружили, что некоторые математические навыки могут быть продемонстрированы пчелами.

В февральском выпуске Science Advances исследователи из Австралии и Франции описывают, как пчелы могут использовать цвета и символические представления для вычисления сложения или вычитания.

В эксперименте свободно летающие пчелы (Apis mellifera) вошли в лабиринт, где они могли получить награду (сахар) или наказание (хинин), в зависимости от того, выбрали ли они правильный или неправильный ответ на цветовой стимул. Насекомым было предписано выбрать определенное число элементов (формы алмазов, кругов, треугольников или квадратов), большей или меньшей величины. Стимулировали насекомых желтым и синим цветом.

В алгоритм ответа, предполагающего награждение, было заложено математическое действие -  сложение или вычитание. Пчелы прошли тест верно, благодаря их способности вычислять визуальное представление числа для получения желаемого результата.

"Было бы полезно изучить эффективность пчел в больших количествах, чтобы определить, могут ли они использовать приближение или точную арифметику для решения аналогичных больших арифметических задач", - говорят авторы отчета Скарлетт Ховард, Авроре Аваргес-Вебер, Джейр Гарсиа, Эндрю Гринтри и Адриан Дай.

Также ученые подчеркнули, что "некоторые пчелы ярче других", поскольку явно отличаются от остальных индивидуальными способностями.

Напомним, что ранее немецкие и швейцарские ученые, опубликовавшие свои исследования в том же Science Advances, сообщали, что пчелы стали меньше танцевать. На смену "традиционному танцу" приходит менее поэтичная, но более практичная стратегия. Все меньше пчелиные колонии в Европе пользуются танцами для обмена информацией – в современном быстро меняющемся мире это стало бесполезным делом.

Из примерно 500 видов пчел, которые сейчас живут на планете, около десятка пользуются "языком танца". Сериями движений соседи по улью передают информацию о расположение источников пищи, ее количестве, расстоянии до нее и тому подобное. Считается, что этот механизм имеет чрезвычайно долгую историю и "танец пчел" развивался более 20 миллионов лет. Однако в наше время он, похоже, умирает.