Свое место в Совете безопасности ООН РФ занимает неправомерно.
На заседаниях Совета безопасности ООН Россия в лице Чуркина с важным видом каждый раз фактически издевается над Украиной, блокируя важные вопросы по Украине с помощью права вето (например, по Крыму). Вопрос о проведении миротворческой операции на территории Украины может постигнуть та же участь. Признать РФ стороной спора и исключить ее из обсуждения и голосования вопросов по Украине нельзя, равно как и исключить РФ из состава Совбеза – таков Устав ООН. Но есть один юридический механизм, который может позволить Украине обойти право вето РФ.
В 1991 году Россия, провозгласив себя "государством-продолжателем" СССР, заняла его место в Совбезе ООН. Но де-юре Россия, как Украина и все остальные бывшие советские республики, государство-правопреемник СССР.
Разница между правопреемством и "продолжательством" или, как говорят, континуитетом в том, что в первом случае речь идет о переходе прав и обязанностей одного государства другому за международные отношения. Во втором – речь идет о государстве, которое изменило, например, название, границы территории, политическое устройство, но при этом сохранило своею идентичность.
Вот, например, Украина существует как государство с 1917 года. Менялось название – было УССР, теперь Украина. Менялась конституция, политический строй, границы менялись. Но государство сохраняло свою идентичность.
А СССР и Российская Федерация - это два разных субъекта международного права. В 1991 году СССР перестал существовать. Поэтому юридически и логически Россия не может быть "продолжателем" государства, которое перестало существовать, как геополитическая реальность. Заняв место СССР в ООН, Россия грубо нарушила Устав этой организации. Если вы возьмете Устав ООН, то там до сих пор написано, что в Совете безопасности СССР, там о России и слова нет.
По Уставу ООН, РФ надо было бы обращаться в Генассамблею, Совбез, чтобы заново проходить процедуру приобретения членства. К примеру, после распада Югославии Сербию заставили это сделать. Хотя Сербия и была частью СФРЮ, никто не отождествляет ее и СФРЮ. В случае с Россией этого не произошло.
В 1991 году на Совете глав государств СНГ было принято решение поддержать Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР ООН, включая членство в Совбезе и других международных организациях. Ельцин затем просто выслал в ООН уведомление, что мы, мол, занимаем место СССР и все. Никто не возражал (почему – отдельный вопрос), и это единственное, к чему сейчас может апеллировать Россия, если поднимут вопрос о ее незаконном членстве.
Но есть юридический нюанс, который фактически нивелирует действие этого соглашения. Соглашение глав государств СНГ – это не международный договор, а политическое соглашение. Оно не должно противоречить Уставу ООН (ст. 103 Устава ООН) и никак не может быть правовым основанием к тому, чтобы Россия заняла место СССР в Совбезе.
Некоторые российские авторы тоже признают, что это было политическое решение, но ссылаются на то, что в то время не было другого выхода, надо было, чтобы кто-то соблюдал обязанности СССР. Но это не юридические аргументы. Был нарушен Устав ООН – это главное.
Поэтому сейчас Украина может и должна отозвать свое согласие относительно поддержки России как члена ООН вместо СССР и ситуация должна вернуться к status quo ante. Т.е. вопрос о том, кто должен занять место СССР должен быть поставлен вновь. Это, кстати, дает шанс на проведение реформы СБ ООН.
Одним словом, если наша дипломатия проявит волю, решительность и последовательность, и пойдет до конца, то мы сможем восстановить международный правопорядок и вышвырнуть агрессора из ООН, чем спасем и другие страны, которых этот агрессор постоянно терроризируют, пользуюсь неправомерно присвоенным местом в ООН.