Ловушка свободы слова
Свобода слова - сокровище, которое может превратиться в яд. Если им неправильно распорядиться.
"Дайте мне один телеканал, и я сделаю следующим президентом России стул" - это слова покойного Бориса Березовского.
Возможно, сегодня было бы все не так печально, если бы Борис Абрамович все-таки заполучил тогда хоть один телеканал. Я вспомнил об этом выражении российского олигарха потому, что оно в полной мере раскрывает "темную сторону" могущества СМИ – способность делать из умных баранов.
Помню, как впервые мы с коллегами услышали откровенное вранье об Украине, которую несли российские журналисты. Мы просто остолбенели – было невозможно поверить в то, что телевидение можно использовать так цинично и подло. Мне, украинскому журналисту, это казалось невозможным. Думаю, для большинства моих коллег в тот момент такая тотальная ложь тоже стала неожиданностью.
Мы привыкли к этой лжи, но не свыклись.
Был момент, когда мы так же, как и российские журналисты, могли перейти грань правды в своих сюжетах (говорю только о сюжетах, которые делал я и мои коллеги по программе "Гроші", ведь делали мы их о России и о российских политиках, которые так или иначе могут быть замешаны в войне на Востоке.
И такие сюжеты приходилось писать много и часто. Время играло против нас, нужно было срочно рассказывать, что на самом деле представляют собой российские олигархи, почему НТВ – лжет, а Киселев не отвечает за свои слова.
Люди, о которых мы снимали сюжеты, были замешаны в смертях наших родных, и очень тяжело было сдержаться и не назвать их теми, кем они являются. Учитывая, что в это же время российские "сказочники" выдумывали лживые, но хорошо продающиеся истории для своего зрителя. Зрителя, который оказался не готов мыслить, а только – "хавать". На самом деле нам не сложно придумывать подобные небылицы – просто мы этого не делаем.
Вот так и проявилось главное отличие между российской журналистикой и украинской – мы уважаем своего зрителя и читателя. Или как минимум стараемся.
Но дурной пример заразителен.
К примеру, фонд "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" не так давно, в марте, провел экспертный опрос журналистов на тему "Украина под прицелом российской власти и СМИ. Проблемы информационной безопасности". Всего опросили ни много ни мало 70 журналистов, из которых 45 столичных и 25 региональных.
Полученные данные очень показательны – конечно, это не значит, что таких взглядов придерживаются все и все сталкиваются с подобными проблемами, но тенденция, как говорится, налицо.
Так вот. Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод о том, что иногда коллегам приходится иметь дело с цензурой наоборот – тотальной свободой слова в некоторых темах.
К примеру, на вопрос "Чи відчуваєте Ви тиск та цензуру при висвітленні російсько-українського конфлікту?" большинство, а именно 48 журналистов, ответили, что никогда, только 7 – что постоянно.
Дальше - больше. Так, на вопрос "Чи може держава втручатися в редакційну політику ЗМІ в кризових ситуаціях з огляду на потреби інформаційної безпеки?" большинство отвечает – "да" (11 журналистов) или "да, но в исключительных случаях" (40 журналистов).
И, самое главное, принимавшие участие в опросе журналисты согласны с тем, что Россия – эталон эффективной информационной борьбы.
На вопрос "Наскільки ефективними були дії Росії у інформаційному впливі на громадян України?" большинство отвечает: "переважно ефективне" (33 журналиста) и 20 "цілком ефективне". Что касается борьбы с нашей стороны, то большинство согласилось с тем, что всё-таки наши СМИ не очень-то и эффективны.
Казалось бы, все что здесь плохого – нет цензуры, есть полная свобода. При этом журналисты согласны, что в случае острой необходимости власть может вмешиваться в их работу. А работа российского ТВ за последний год - пример для подражания.
Вот только все вместе это - гремучая смесь. Потому что отсутствие границ не может привести ни к чему хорошему. Разве что в идеальном мире идеальных людей. А это, понятно, не наш случай. Потому что власть не должна влиять на работу СМИ. Потому что Геббельс-ТВ, заставившее россиян верить в фашистов до такой степени, чтобы ехать в чужую страну убивать - не может быть примером для подражания.
Я не говорю, что нам не нужно говорить о России плохо или заниматься самоцензурой, а властям запретить малейшее сотрудничество со СМИ.
Я говорю о том, что СМИ обязаны по максимуму соблюдать баланс, где это возможно, что нужно думать о том, как и какую информацию они подают.
Я не о цензуре, я о слаженных действиях. Иначе мы можем привести к тому, что люди утратят надолго доверие ко всем видам СМИ. И в итоге останутся один на один с правдой, полуправдой и ложью, разобраться с которыми им будет не под силу. А потому начнут верить всему – так ведь проще. Профессия журналиста между тем мутирует и будет заключаться лишь в создании развлекательного контента, независимо от того, правдивый он или нет. Что, собственно, и произошло в России.
Как не дать этому случиться?
Я убежден, что это работа не только СМИ, но и государства. Ведь для этого создано целое министерство. Напомню, если кто забыл, давно не слышал или даже не знал о нем – Министерство информационной политики.
Как оно делает свою работу – отдельная тема для разговора. Например, непонятно, как можно до сих пор разрешать регистрировать на территории Украины сайты любому человеку из любого государства, не предъявляя при этом никаких документов или хотя бы их копий. Но, как я уже сказал, работа Мининформполитики – отдельная тема.
Что касается журналистов, то если у них действительно есть такое сокровище как свобода действий, надо делать свою работу так, как велят журналистские стандарты, совесть и здравый смысл. Если россияне хотят быть обманутыми – это их право и их беда. В Украине есть запрос на правду.