Хельсинки-2 вместо Минска-3

Очередные переговоры в Минске не заставят Путина отказаться от своих планов, нужен другой формат - и это не "нормандский".

Хельсинки-2 вместо Минска-3

Нынешнее обострение ситуации на Востоке – это часть сценария Путина по активизации выполнения Минских соглашений. Да, он переключил стратегическое внимание на Сирию и Исламское государство, чтобы нейтрализовать или как минимум снизить давление Запада на Россию, но и о Донбассе не забыл. На самом деле Путин не прекращал и не прекращает попытки заставить Украину выполнять Минские соглашения – в его редакции.

После встречи "нормандской четверки" в Париже, которая состоялась 2 октября, Путин рассчитывал на существенные подвижки в этом направлении. Там им были поставлены вопросы – в некоторой степени с этим согласилась и Меркель, и, особенно, Олланд – о предоставлении властями Украины особого статуса Донбассу, о принятии закона по выборам на оккупированных территориях, о согласовании изменений Конституции с боевиками и амнистии для них. Также обсуждалась возможность прямого диалога Украины с боевиками на уровне высшего руководства. И самое главное – предполагалось, что будут назначены выборы в "ДНР"/"ЛНР" с участием боевиков. Их Кремль рассчитывает провести под своим контролем, чтобы в итоге достигнуть главной своей цели в Украине – получить управляемую власть и управляемый замороженный конфликт на Донбассе, которые вместе обеспечат ему постоянный рычаг давления на Киев.

Однако этот сценарий, очень важный и единственно приемлемый для Путина, и после парижских переговоров не реализуется. Поэтому прорабатываются варианты давления. Политически это сделать сложно – учитывая, что делает Россия в Сирии, руководство Германии и Франции еще меньше настроено на уступки, чем раньше. Так что в ход пошел давно и успешно используемый Кремлем метод – сила.

Поэтому каждый день мы наблюдаем увеличение масштабов нарушения режима прекращения огня: происходит все большее количество обстрелов из более системного вооружения по всему периметру зоны АТО. И пока Путин не достигнет своей цели, обострение будет только усиливаться. В частности, боевики и российские военные начнут возвращать ряд отведенной или спрятанной техники на исходный позиции (калибром больше 80 мм). Они уже начали это делать – есть данные о ее применении в последние несколько дней.

Однако хотя активизация боевых действий со стороны РФ и подконтрольных ей боевиков предполагается многоплановая и системная, эта эскалация будет контролируемой. Масштабных операций мы не прогнозируем – ожидается конфронтационная война тактического уровня. Для мощных наступательных действий у России, во-первых, нет ресурсов, во-вторых, она уже избрала концепцию локальных нарушений режима прекращения огня для принуждения Украины и Запада к тем или иным конкретным действиям в зависимости от ситуации. В общем, для большой войны на Донбассе у Кремля нет ни возможности, ни необходимости.

Традиционно Россия параллельно активизирует и фронт информационной войны, постараясь убедить мировую общественность в том, что именно Украина и ее вооруженные силы нарушают Минские соглашения и режим тишины (что, уже, собственно, и происходит – правда, безуспешно). Кремль хочет таким образом создать дополнительный фактор для того, чтобы заставить Украину напрямую или через Запад сесть за стол переговоров и выполнять Минские соглашения так, как того хочет Путин.

И пока Кремль будет добиваться нужных ему действий со стороны Украины, пока мы не пойдем на ступки, будут постоянные обстрелы наших позиций в разных секторах зоны АТО. В общем, это будет большая проблемная ситуация на несколько недель точно.

Очевидно, затишье не настанет до тех пор, пока не будут продлены Минские соглашения. Буквально несколько дней назад в Берлине Лавров уже заявил, что они будут продлены на определенный период в 2016 году. И это главное, что подстегивает Путина сейчас активно действовать на Донбассе – для него жизненно необходимо принудить Украину к реализации своего сценария к тому времени, как будет принято решение о переносе реализации Минских соглашений на 2016 год.

Наша задача в этой ситуации – активизировать переговоры по украинскому вопросу на высшем уровне, как минимум "нормандской четверки". Причем это должен быть формат постоянно действующей рабочей группы. Потому что Кучма, боевики и посол России в Украине – это совсем другое. Минский формат практически ничего не решает, а только дает России возможность для манипуляций.

Конечно, "нормандский формат" окончательно проблему решить не может, поскольку Франция и Германия хоть и имеют определенное влияние на Россию, но глобально на ее позицию не влияют. Однако этот формат по крайней мере может снять проблему прекращения огня и активизировать политический процесс урегулирования конфликта.

А чтобы кардинально изменить ситуацию, Украине усилить формат переговоров до "Большой семерки" (плюс Россия и Украина). На таком уровне решаются и глобальные вопросы, и может быть разработана конкретная программа действий по Украине вплоть до восстановления Донбасса. Страны "Большой семерки" это страны, которые влияют на вес мировой экономики, оборонные процессы. Такой формат на самом деле мог быть задействован с первого дня агрессии России против Украины, особенно после того, как был сбит малайзийский "Боинг". Даже "Большая двадцатка" могла быть привлечена с учетом того, что российская агрессия создала глобальные проблемы для мира – и ядерного противостояния, и гонки вооружений, и терроризма. А также повлияла на торговлю, финансовые системы, цены на газ, на нефть, от которых критически зависит весь мир и Россия в том числе.

Такой формат не оставил бы России другого выбора, кроме как пойти по конструктивному пути решения конфликта. Тем более в начале РФ выступала якобы как участник регулирования, и ей дали возможность сохранить лицо и избежать санкций. Но этого сделано не было, и сейчас мы идем по такому сценарию, который в основном прописывает Россия.

Но еще не поздно. Более того, как уже упоминалось, только максимально высокий уровень переговоров может по-настоящему кардинально изменить ситуацию и заставить Путина отступить.

По сути, Минск-3 неизбежен – Минские соглашения автоматически продлены не будут, так или иначе их реализацию нужно каким-то образом перенести на 2016 года. Но Украине нужно сделать так, чтобы вместо Минска-3 были Хельсинки-2. То есть чтобы состоялись переговоры наподобие Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, заключительный акт по итогам которого был принят в 1975-го году в столице Финляндии. Тогда ради прекращения глобального противостояния представители 33 европейских государства, а также США и Канада сели за стол переговоров. В итоге был отработан юридически обязывающий документ для этих государств, в частности, по прекращению ядерной гонки вооружений, решению вопросов мирным путем и нерушимости границ. И цель была достигнута.

В прошлом году же Россия нарушила практически все хельсинские договоренности 1975 года, начав новое противостояние – начав его в Украине. Поэтому мы должны добиться того, чтобы состоялся Хельсинки-2, а не Минск-3. Минск-3 ничего не решит.

Следующая публикация

Я разрешаю TSN.UA использовать файлы cookie