Шило, мыло, Стець

Шило, мыло, Стець

Кому и зачем нужно украинское иновещание.  

Не успев по-настоящему избавится от одного государственного телеканала, украинская власть решила тут же обзавестись новым: в среду, 4 ноября, 245 народных депутата проголосовали за принятие в первом чтении законопроекта Министерства информационной политики "Об иновещании". В этом законе нет и намека на концепцию мультиплатформности, так широко разрекламированной министерством, и конвергентности, которая, по логике, должна ей предшествовать. Но есть новое государственное предприятие Іномовна телерадіокомпанія України Ukraine Tomorrow (интересно, заявит ли Фирташ свои права на копирайт?). Есть также в законе и обязательство финансировать это предприятие из госбюджета - чуть меньше млн в год.

Перед тем, как проголосовать за этот шедевр законотворчества во втором чтении, было бы неплохо разобраться, чего именно хочет достичь государство Украина на самом деле, создавая такое телевидение. 

Опыт

Опыт создания телеканала у нашего государства уже есть, хотя неуклюжее 24-этажное здание на Мельникова - скорее надгробный памятник телеканалу. Поначалу независимости его пытались наполнить хоть каким-то смыслом, но потом остыли и использовали по старому советскому назначению - прославляли власть в разных формах. В паузах между этим доминировал Поплавский и его кордебалет. При неосторожном соприкосновении с эфиром Первого национального возникало щемящее чувство стыда, похожее на то, которое вызывают фотографии из 90-х - парад безвкусицы из стоячих причесок, накладных плечиков, малиновых пиджаков: "Неужели это мы?". Радовало лишь, что при покрытии 97% территории страны, рейтинги Первого национального практически всегда стремились к нулю. 

Собрав остатки воли в кулак, государство вот уже полтора года пытается избавиться от этого телеканала, переделав его в общественного вещателя. Но жить без собственного телевидения уже не может, поэтому строит проект планетарного масштаба. Покинет ли его зрителей чувство стыда - ответ на этот вопрос можно найти на сайте государственного информагентства Укринформ - в скромном разделе UA/TV. Именно тут транслируется то, что Министерство информационной политики с апломбом запустило как "международный телеканал". Видеоистории на русском и украинском о том, как устроен банкомат, как вяжут колготы на чулочной фабрике, чем российская пропаганда похожа на пропаганду Геббельса, чем полезен сыр, реклама новой конституции, новости в будущем времени - "представят", "встретятся", "прорапортуют", все сопровождается английскими субтитрами, текстовыми новостями на разных языках и бегущими строками. Поплавский уже на глаза не попадается. 

Менеджмент

Запускает проект UA/TV (или все-таки Ukraine Tomorrow?)  Юрий Стець, который уже однажды превратил "первый информационный украинский" телеканал в телемагазин. Хотя сам Юрий считает, что он уже телеканал иновещание успешно запустил, поэтому с должности министра информационной политики пообещал вот-вот уйти. Куда? Видимо, возглавить иновещательную телекомпанию - ее бюджет в разы больше бюджета министерства. Если же депутаты законопроект во втором чтении не проголосуют, вернется на 5 канал, с которого, в принципе, он никуда и не уходил.

Команду Укринформа возглавляет Александр Харченко. Видимо, на это госагентство возлагается обеспечение мультиплатформности. На видео в честь запуска канала иновещания Харченко обещает сделать из Укринформа агентство №1 в Украине. Еще одна структура иновещания - Всесвітня служба Українське телебачення і радіомовлення. Ею руководит бывший директор ГТРК Крым Михаил Шматов. Есть программный директор БТБ Максим Наливайко и Наталья Костина, руководитель редакции зарубежной информации. Называть эту команду мультиплатформенной преждевременно. Скорее, она разношерстная. 

Бюджет

"Кремль выделяет ,4 млрд в год для обеспечения всеобъемлющей работы пропагандистской машины как внутри страны, так и за рубежом. По утверждениям, она охватывает 600 млн человек в 130 странах на 30-ти языках", - заявил вчера заместитель помощника госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Бенджамин Зифф. В своей пояснительной записке к законопроекту о иновещании Стець тоже упоминает некий медиаресурс, который применяется против Украины и влияние которого направлено на искривление реального состояния дел. 

Ни слова о России или Кремле, ни слова о том, как происходит искривление, как работает этот глобальный медиаресурс. А ведь он не ограничивается одним лишь телеканалом Russia Today и агентством Sputnik. Это и сеть аналитических структур, и системная работа русских культурных центров, и массовое присутствие на независимых платформах и в соцсетях. В связи с этим, все потуги противопоставить этой махине млн, потраченных на один телеканал без малейшего намека на креатив, выглядят жалкими (как желание просто потратить эти млн). Да, их хватит на то, чтобы запустить сигнал на три спутника, которыми так гордится Стець, и их даже хватит на Укринформ и на УТР, и на корпункт в Китае тоже хватит. Но их точно не хватит на дистрибуцию через кабельных операторов, на качественный маркетинг, их не останется на анализ показателей и исследования рынков. Хотя последние национальному иновещателю судя по всему не нужны - они так и не определись, кто их целевая аудитория, где их целевые территории и что конкретно они хотят донести миру, кроме того, что в России все плохо (сюжет про нацизм в России фоном звучит из UA/TV в момент написания этих строк).

Эффективность

Этот пункт приближает к пониманию реальных целей, с которыми запускается проект иновещания: измерять эффективность потраченных усилий и ресурсов на этот проект невозможно. Можно сколько угодно спутников подключать в свою дистрибуцию, но невозможно посчитать, сколько людей и в каких регионах мира снимают сигнал с этих спутников, сколько из них, как часто и как подолгу смотрят этот канал, какие темы и истории популярны. 

Обратимся за опытом к Russia Today: совсем недавно The Daily Beast опубликовало данные эффективности работы Russia Today за десять лет. За это время на телеканал было потрачено более 2,5 миллиардов долларов, но заинтересовались им всего 0,1% зрителей Европы, а в Британии Russia Today занимает аж 175 место по популярности. Авторы статьи обращают внимание, что российские власти попались в свою же ловушку - при отсутствии альтернативного мнения, им приходится верить в откровенное вранье своих подчиненных. Результаты работы всей пропагандистской машины Российской Федерации на внешнем рынке тоже нельзя назвать успешными - осуждение аннексии Крыма, введение санкций, признание участия войск РФ в конфликте в Украине и Сирии, провал позиций даже в ООН. Но, похоже, Russia Today в этой системе - самое слабое звено.

Что ж, похоже ответ "зачем нам всем государственное предприятие Ukraine Tomorrow" напрашивается сам собой - чтобы по старой, домайдановской привычке повторить все, что делает наш не весьма умный, но агрессивный сосед. В головах наших чиновников Россия еще остается примером для подражания, она все еще влияет на принятие их решений, и нас все еще обязывают оплачивать это удовольствие.

Альтернатива

В своей пояснительной записке к законопроекту о иновещании Стець пишет: "в мировом медипространстве практически отсутствует национальный информационный продукт, который бы распространял объективную и актуальную информацию про Украину".

Мне больно это читать, во-первых, потому что продукт не может ничего распространять - распространяют платформы, площадки и площадочки. Во-вторых, если же под словом "продукт" министр информации имеет ввиду именно отсутствие платформы, то он говорит неправду - их у Украины после Революции достоинства появилось предостаточно: Украинский кризисный медиа-центр, Громадське International, англоязычные версии частных информагентств и, несомненно, проект Ukraine Today. За год и два месяца работы мы в Ukraine Today набили достаточно шишек и наступили на немалое количество граблей, чтобы понять ошибочность многих утверждений, вынесенных Стецем на голосование в парламент. С нами никто не консультировался, хотя опыт наших менеджеров на украинском телерынке уникален.

Все, чего нам, существующим иновещателям, не хватает для информационного счастья - это прорывно-позитивных новостей от нашего правительства. Нам нужна конкуренция, но совсем не нужен конкурент, за которого стыдно. Нам нужны новости об увеличении рейтинга инвестиционной привлекательности Украины, о ее вхождении в топ-20 стран с наименьшим уровнем коррупции, об успешной адаптации внутренне-перемещенных граждан в новых местах проживания. Нам нужны реальные победы. И не только нам, они также пропуск в вожделенный для многих мир CNN, BBC, Deutsche Welle и других международных телеканалов. 

А 10 миллионов долларов всегда найдется куда потратить со смыслом. Например, на перевод и презентацию украинских книг в Европе и США. На эти деньги можно организовать достойный украинский стенд на Франкфуртской книжной ярмарке, а из Книжного Арсенала или Львовского форума книгоиздателей создать успешную ему альтернативу, завалить Польшу, Австрию и Венгрию романом Софии Андрухович Феликс Австрия, Францию - Жаданом и Карпой, Британию - Адруховичем-старшим и Забужко, из Шевчука сделать восточно-европейского Маркеса, а из Леонида Кононовича - Ромена Гари,  из Кротячьих историй Прохасек - новых мумий-троллей. И денег еще останется прокатать всех этих (и, безусловно, других достойных) авторов по Европе и США. Прохасек можно довезти до Кореи и Японии.

Все, что нужно для этого - понимание конечного результата и методов его достижения. Шило, за неимением мыла, покупать совершенно не обязательно.

Оригинал публикации - на сайте Liga.net

 

Похожие темы:

Следующая публикация