Семья или карьера: нужно ли выбирать

Семья или карьера: нужно ли выбирать

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Семья или карьера: нужно ли выбирать

Getty Images

Почему-то считается, что в советские времена женщин отличало трепетное отношение к семье, как ячейке общества, которую полагалось холить и лелеять в ущерб продвижению по служебной лестнице. А вот в наши дни все женщины сплошь карьеристки, не желающие связывать себя семейными узами и – упаси боже! – рожать детей, и тем самым все больше походящие на мужчин.

Опровергнуть это мнение поможет даже небольшой экскурс в прошлое. Наши мамы и бабушки должны были выходить на работу буквально через две недели после родов, отдавая грудных детей в ясли. В относительно привилегированном положении находились семьи, в которых ребенка можно было отдать на попечение бабушки или дедушки. А уж сколько известных актрис и балерин того времени навсегда остались бездетными и, как следствие, одинокими, потому что боялись: рождение ребенка помешает их успешной карьере! Так что идиллическая картина из прошлого, мягко говоря, не соответствует действительности. А как же обстоит дело сейчас? На вопрос, что первично для современной женщины – семья или карьера - отвечает психолог Дина Васильченко.

Семья или карьера

Прежде всего, стоит отметить, что наше время отличается исключительной толерантностью общественного мнения к выбору женщины, каким бы он ни был. Делаешь карьеру? Хорошо! Занимаешься воспитанием детей? Замечательно! А значит, можно выбирать то, что больше нравится, руководствуясь только своими желаниями и стремлениями. И, надо сказать, гораздо удобнее для всех, если женщина предпочитает что-то одно – либо семью, либо карьеру. Сложности начинаются, когда она пытается совместить и то, и другое. Найти гармонию, совместив семейные занятия с успехами на профессиональном поприще, – задача не из легких, так сказать, высший пилотаж. И, как ни крути, чем-то одним все равно придется поступиться.

Если поставить на первое место семью, то страдать от этого будет только сама женщина. Ну, и – совсем немного! – ее семья, когда в черные минуты ей вздумается упрекнуть домашних в том, что она на них "всю жизнь положила, а могла бы сделать карьеру, как Нинка с параллельного потока. А ведь она, в отличие от меня, на "тройки" училась". Недовольство собственной жизнью может и до депрессии довести.

Если поставить на первое место карьеру, рано или поздно воспротивятся домочадцы. Чтобы сделать хорошую карьеру, нужно пропадать на рабочем месте с утра до ночи. Если же женщина еще и руководитель, то ее работа сопряжена с внеплановыми совещаниями и неожиданными командировками. Как вписать семью в такой график? Взаимопонимание возможно только в том случае, если муж тоже сосредоточен исключительно на своей работе. В таком случае супруги упоенно и самозабвенно "горят" на работе, изредка встречаясь друг с другом дома. Но тогда возникает закономерный вопрос: семья ли это? Просто собрались два хороших профессионала и мирно, а точнее, незаметно сосуществуют друг с другом под одной крышей. Так что лучше выбирать что-то одно.

Работа и карьера

Очень важный вопрос – отличить карьеру от просто работы. Ибо среднестатистическая женщина, конечно же, не сидит сложа руки, а умудряется совмещать службу со множеством домашних обязанностей – уходом за мужем и детьми, стиркой, уборкой, готовкой. Но, как правило, речь идет о работе "от звонка до звонка" с небольшой зарплатой (основной добытчик в такой семье муж), зато она все время на людях, да и социально защищена – отпуск предоставляется, больничный оплачивается. В общем, все как у людей.

Пример настоящей карьеры – женщина-руководитель, которая, как Калугина из знаменитого кинофильма, "приходит на работу раньше всех, а уходит – позже всех". Которая сама пишет бизнес-планы и проводит совещания. У которой десятки, а то и сотни людей в подчинении. Которая должна быть сильной и деловой, как мужчина, и лояльной и мудрой, как женщина. Очень трудно представить, как такая дама, переступив порог собственного дома, надевает фартук веселенькой расцветки и начинает жарить оладушки и щебетать с мужем и детьми. В голове-то до сих пор цифры и тезисы выступления на очень важном совещании.

Правила совмещения

Тем, кто по каким-то причинам этого сделать не может, постарайтесь соблюдать такие правила:

Все рабочие проблемы оставляем за порогом дома.

Надо твердо разделить семью и работу. Нет ничего хуже, когда обсуждение служебных неурядиц продолжается во время семейного ужина. В нашем обществе, в отличие от западного, это очень распространено, потому что, как правило, нет четкой линии, разделяющей личную жизнь и работу. Приходя на службу, мы обсуждаем с коллегами семейные вопросы и проблемы, дома же делаем все с точностью до наоборот.

Занимаемся самоменеджементом. Грамотно распределяем время и организовываем свое рабочее пространство, чтобы его в равных долях хватало и на работу, и на семью. Очень важно определить приоритеты и, если они примерно одинаковы, искать равновесие и идти на компромиссы. Например, если посылают в длительную перспективную командировку за границу, почему бы не рассмотреть возможность взять с собой семью? Это очень сложно. Но если происходит перекос в одну сторону, другая неизбежно страдает.

Максимум внимания уделяем детям. Разумеется, любая бизнес-леди может нанять своим детям самых высококвалифицированных нянь и гувернанток, они всегда будут накормлены и одеты во все самое лучшее. Но потом, уже будучи взрослыми людьми, они, возможно, придут к психотерапевту, чтобы пожаловаться на недостаток внимания, который они испытали в детстве. Травмы, полученные в таком возрасте, наиболее глубокие. Ребенок, которого завалили игрушками, водили по кружкам и спортплощадкам, может сразу никакой обиды на маму и не почувствовать. И только много лет спустя он поймет, что в его детстве было все, кроме мамы.

Не забываем о муже. Ему вряд ли понравится, что жена все время пропадает на работе. Особенно, если сам он карьеристом не является. Не исключено, что однажды он скажет: "Извини, ухожу к другой. Она все вечера проводит дома и очень вкусно готовит".

Реально оцениваем все "за" и "против". Точнее, решаем, стоит ли овчинка выделки: если домашние лишаются какой-то части любви и внимания жен и мамы, то и компенсация в виде зарплаты должна быть соответствующая.

Создаем душевный комфорт. Неплохо в такой ситуации подумать немного и о себе. Если в течение дня вы оторваны от своих близких, почаще – как только выпадает свободная минутка - звоните им, хотя бы для того, чтобы услышать родной голос. Загрузите в компьютер фотографии мужа и детей. Поставьте на рабочий стол фотографию своей семьи – недаром же весь деловой мир так делает! Она поднимет вам настроение в сложные минуты, подарит чувство поддержки и защищенности.

Людмила Грабенко

 

Следующая публикация