Амбициозная многоходовка беларуских властей в отношениях с Западом завершилась триумфом президента Лукашенко.
Вчерашний день был богат на события, связанные с Беларусью. С одной стороны СМИ продолжали обсуждать тему создания российской военной базы в г. Барановичи. С другой агентство Reuters со ссылкой на свои источники сообщило о возможном снятии европейских санкций с Беларуси уже в ближайшие недели. И, возможно, до выборов президента. И, наконец, вечерняя информация — утечка о продаже Беларусью сирийским повстанцам противотанковых ракет (за деньги США при посредничестве Болгарии). Тем самым повстанцам (не ИГИЛ, а "умеренной" оппозиции), против каких воюют российские солдаты, которых "в Сирии нет". Одним словом, запутанный узел. Тем не менее, все эти события выстраиваются во вполне себе стройную логическую цепочку. Если конечно сопоставлять факты активности беларуской дипломатии. Более того, можно говорить об успешном завершении одной очень долгой, но очень амбициозной многоходовки беларуских властей. И, судя по тону диалога Украина-ЕС, украинским дипломатам и политикам можно поучиться, как выйти из сложной ситуации не только оставшись "при своих", но и получив, как говорят в Одессе, "свой маленький гешефт".
История вопроса
Те, то анализируют поведение Лукашенко зачастую путаются в оценках. Он и хозяйственник, и "советский человек", и "марионетка Кремля", и "самостоятельный игрок". Да и касательно политических способностей беларуского президента разбежка мнений велика – от "недалёкий" до "чрезвычайно хитрый и настойчивый". По большому счёту всё это в той или иной мере правда. Кроме одного — оценки умственных способностей. Лукашенко не дурак. Далеко не дурак. А политические кульбиты выстраиваются в логическую цепочку, если присмотреться к ценностям этого политика.
Для Лукашенко важны три вещи: власть, признание и деньги. Где тут Беларусь? А нет её в ценностной шкале. Государство и его судьба лишь методы достижения поставленных целей.
Именно поэтому в середине 90-х Лукашенко активно вёл политику "интеграции с РФ". Вплоть до фактически предвыборных вояжей по российским регионам. Ещё бы — слияние двух стран давало ему серьёзные шансы стать руководителем "великой державы". Суверенитет Беларуси в данном случае рассматривался как товар, который можно выгодно продать.
Такая возможность исчезла с приходом к власти Путина. Но в этот момент Беларусь уже была под санкциями ЕС и США, а экономика намертво увязла в российском рынке.
Лукашенко выбирает путь, который можно назвать "деньги в обмен на лозунги". Беларусь ежегодно подписывает "исторический интеграционный договор" с РФ, Кремль за это платит. При этом Минск не спешит растворяться в просторах "братской" страны. И даже пытается жёстко воевать за свою собственность, которую хотят прикупить россияне. Неудивительно, что первые торговые и информационные войны РФ вела против "союзника".
При этом часть полученных извне денег в Беларуси направлялись на модернизацию определённых секторов экономики. В стране пытались создать то, что голлисты называли "точками роста". Так возникли беларуские нефтянка, химпром, ВПК, агропромышленный комплекс и (частично) машиностроение с автопромом. Эти отрасли тянули (и тянут) на себе всю остальную, местами ну очень неэффективную часть экономики.
Лукашенко видит — для реформирования страны нужны деньги и технологии. Но санкции есть. Есть желание "убрать диктатора". Более того, "революции" в Грузии и Украине осложняют положение — Саакашвили и Ющенко в первые месяцы своего правления заявляют о намерении "помочь беларусам избавиться от диктатуры".
Выход был найден в построении очень долгой, но весьма эффективной схемы:
- Стать для ряда стран ключевым партнёром. И тем самым поставить их руководство в положение "адвоката дьявола" перед ЕС и США.
- Добиться нормализации отношений без корректировки внутриполитического курса. Просто "потому что так выгодно всем".
- За счёт этого изменить страну.
То есть Лукашенко решил воспользоваться рычагом, методы работы которого в мировой политике не понятны большинству лидеров постсоветских стран — лоббизмом частного бизнеса.
Дальше было просто. Беларусь:
- за 2005-2008 год наращивает своё присутствие на украинском рынке с 0,4 млрд. до 3,5 млрд. (при объёмах товарооборота в 4,7). При этом, играя на противоречиях среди украинских олигархов (и как следствие их карманных партий) добивается фактически контроля над рынком топлива (более 50% розницы), "вламывается" на рынки химии, машиностроения и входит на рынок продуктов питания.
- Аналогичную работу проводит в прибалтийском направлении. И становится ключевым партнёром для Литовской Республики.
- Не участвует в российских торговых войнах против Молдовы и Грузии. А во время войны 2008 года демонстративно игнорирует требования Москвы о политической поддержке.
- Изменяет правила ведения бизнеса внутри страны. В результате в рейтинге Doing Business Беларусь перепрыгивает со 129-го места в 2007 на 58-е в 2010-м.
Таким образом уже в 2010 году Лукашенко имеет трёх "адвокатов" - Саакашвили, Ющенко и Грибаускайте. Парадокс в том, что все трое ещё пару лет назад заявляли о приоритетности внешнеполитической задачи "демократизации Беларуси".
Всё это на рубеже 2008-2010-х годов приводит западные инвестиции в страну и заставляет политиков говорить об отмене санкций. Но случается силовой разгон акций протеста и посадка вчерашних кандидатов в президенты. Всех, в тюрьму. Так сказать "оптом".
Санкции ужесточаются, Россия давит, требуя или реальной политической интеграции или получения собственности. Лукашенко приходится лавировать, выжидая удобного момента. В противовес влиянию РФ Беларусь активно запускает на рынок китайский капитал. Что позволяет удержаться в 2011-2012 годах.
Игра на украинском кризисе
Новые возможности появляются с началом разговоров о "евроинтеграции Украины". Если ЕС терпит Януковича, то может закрыть глаза и на Лукашенко — такой был расчёт. Обновляется руководство страной. Ключевые должности получают циники — сторонники реформирования страны. Готовится большая (по беларуским меркам) политическая игра – не только выйти из-под санкций, но и "продать" Западу беларуский план реформ. Вместо "диктатора" стать "восточноевропейским де Голлем". Тем более, что внутренняя политика французского генерала не отличалась особой демократичностью – хорошая аналогия.
Майдан меняет раскладку сил. Но в лучшую сторону для Беларуси. Россия ввязывается вначале в кризис, а потом в военную фазу конфликта. Запад накладывает санкции. И это — окно возможностей для Лукашенко. Можно не просто играть на противоречиях — можно стать критично важным участником процесса. Нет оснований для этого? Тогда их нужно создать. И Беларусь начинает действовать.
Весной, когда на счетах казначейства не было денег, Минск увеличил поставки нефтепродуктов и ввёл отсрочку платежа по контрактам. Беларусь резко активизировала контакты с украинским ВПК. Позднее — оказала существенную помощь в вооружении украинской армии и восстановлению её боеспособности. Не бесплатно. Но и не дорого. Причём в то время, когда основные "партнёры" долго думали передавать ли Киеву хоть что-нибудь из военных товаров.
В торговле Беларусь мгновенно выкинула с рынка авиационного топлива Россию. И сейчас вся техника ВСУ заправляется беларуским "керосином". Причём топливо создали "на коленке" - оно не успело даже пройти стандартизацию в РБ. Просто так было нужно.
По некоторым данным, беларуская сторона "поделилась" с коллегами из Киева планами генштаба РФ. В ответ Порошенко пролоббировал проведение переговоров ЕС-Таможенный Союз в Минске. Это была первая победа — создали "основания" считать Беларусь вовлечённой в процессы.
Дальше было просто — площадка для Минска-2. Но в отличие от площадок для встреч Нормандской четвёрки, Беларусь максимально использовала возможности. Вместо "просто хозяина отеля" Лукашенко предстал "миротворцем" – чуть ли не организатором встречи. Второй камушек в создание площадки.
Примерно в это же время на свет появляется фактически концепция беларуских реформ. Речь идёт о цикле публикаций советника президента по экономическим вопросам Рудого. Содержание документов — чрезвычайно структурированный план резкого реформирования страны и переход с экономики сырья на экономику знаний за 10-12 лет. Созданный на основе этого документ отправлен в беларуский МИД и был представленный западным партнёрам. Он выглядит на порядок серьёзней того, на что оказались способны украинские реформаторы. Идея Беларуси проста — получить ресурсы на свои реформы в "одном пакете" с Украиной. Если получится у обеих стран, чудесно. Если не получится у Беларуси — цена реформ относительно невелика и не выделяется на фоне астрономических сумм для Украины. Если же провалится Украина — западным политикам всегда будет что показать обществу в ответ на вопрос: "А где история успеха вложений в реформы?"
Стоит заметить, что Лукашенко, естественно, не говорит о "реформах". В его терминологии это — модернизация страны. Но впервые за всё своё правление, он идёт на выборы с непопулистской программой. Где есть место энергоэффективности, связи производительности труда и доходами, изменению структуры экономики.
Беларусь шлёт и политические сигналы. Лукашенко говорит о необходимости "американского присутствия в регионе", даёт интервью (впервые за 20 лет) оппозиционным СМИ, демонстрирует готовность к диалогу.
Первыми реагируют американцы — шлют встречный сигнал — неожиданно снимают санкции с концерна "Беларуснефть". Для политиков ЕС желательно получить другой повод. Ведь они связали свои ограничения с выполнением Беларусью ряда условий. Ключевыми из которых являются:
- развитие свободы слова;
- проведение демократических выборов;
- гарантирование политических свобод и общая демократизация страны.
Руководство Беларуси понимает "нужды" партнёров делает широкий жест — отпускает 6 политзаключённых. Что касается выборов — председатель ЦИК, ещё недавно утверждавшая, что оппозиция — сплошь и рядом "деструктивные элементы", вдруг публично просит (!!!) беларусов подписываться за выдвижение оппозиционных кандидатов в президенты.
Таким образом вместо изменений правил игры ЕС предоставлены "формальные поводы": пресс-конференция, свобода 6 заключённым и недолгий праздник демократии перед выборами.
Таким образом вопрос снятия санкций приобрёл новый оттенок – "когда" вместо "какая вероятность". Это — самый сложный этап беларуской многоходовки. Но он удался. Претензии Запада снимаются без изменения сущности режима. Следующий шаг — продать свой план реформ. Он проще. Тем более, что этот самый план уже стал одним из аргументов в пользу отмены санкций.
А что Россия?
Россия, естественно, пытается противодействовать. Это и регистрация явно пророссийских кандидатов на выборах и осторожная подготовка общественного мнения. Но Лукашенко отвечает жёстко. С одной стороны заявления. С другой – посадка крупных бизнесменов (своих спонсоров, к слову), имевших контакты с С. Керимовым. Олигархом, который имел виды на "Беларуськалий", пытался финансировать оппозиционное движение. Но проиграл на обоих фронтах. Можно добавить ещё и колоссальную кадровую чистку среди местных чиновников. Практически все, учавствовавшие в работе пророссийских организаций, лишились своих мест "с волчьим билетом".
При этом Лукашенко не устаёт повторять, что он – союзник Кремля. Что вполне оправданно – экономика пока завязана на РФ. Кремлю тоже нужны сигналы. И Путин получает вроде как победу — Минск согласился на размещение военной базы — полка истребителей. Но вот беда – в городе Барановичи. В котором большое число боеспособных частей ВС и ВВ. А так же городе, в котором традиционно сильна национально-ориентированная оппозиция. Да что говорить, в этом регионе антисоветская партизанка закончилась в 1962 году....
Или ещё пример (автор текста присутствовал при событии). В начале 2000-х командир ракетной бригады (стояла тогда в городе) публично заявил: "Дайте мне приказ, и мои ракеты через сутки накроют е**й Кремль". Бригада вооружена Точкой-У. Это так, к слову. И к слову уже передислоцирована поближе к восточной границе страны.
Таким образом Лукашенко вроде как и разрешил что-то наподобие ЧМ РФ в Крыму. Но подумал над местом дислокации. Чтобы Крым не повторился.
А параллельно с этим ещё одна новость. СМИ пестрят информацией о присутствии российских войск в Сирии. Показывают даже новую бронетехнику. Которая в реальности воюет не против ИГИЛ, а против оппозиции, поддерживаемой США. И вот незадача — вчера же вечером Aram Roston, журналист BuzzFeed публикует результаты своего исследования. У Асада появилась бронетехника. ОК. У его противников ПТУРы. Закупленные Болгарией, за деньги США в Беларуси. Как говорится, без комментариев.
Таким образом имеем интересную картину. Запад был готов снять санкции при выполнении нескольких условий. Которые меняли системы власти в Беларуси. Вместо действий Минск показал "спектакль". Сама система осталась прежней. Но Запад это уже не волнует. Ведь если Беларусь станет реальным сателлитом РФ, ситуация Украины критично осложнится (тот же рынок топлива). Если же возможен другой сценарий – в выигрыше все. А то, что Лукашенко называли "последним диктатором Европы" - так сейчас это не актуально. Диктатор — Путин. А Лукашенко? Ну, например, беларуский Де Голль.
Таким образом команда Лукашенко близка к очень существенной победе. Которая открывает дорогу к продолжению плана — коренной перестройке страны. Выгодно ли это Украине. В принципе, да. При условии, что Украина сама изменится.
Но в любом случае украинским политикам есть чему поучиться. В частности планированию на годы вперёд, реализации планов и борьбе за субъектность в международных отношениях. Если нет площадок для диалога — их стоит создавать.
Беларусы в контактах с Западом (особенно последние 3 года) предлагают концепции и проекты, а не просто просят денег. Говорят языком "вам это выгодно" вместо "поймите и примите нас — у нас же общие ценности". А это, как показала практика, даёт свои плоды. В любом случае Беларусь — первая страна, которая выходит из-под санкций, не выполнив ни одного условия их отмены. При этом с совсем иным имиджем – партнёра вместо изгоя.