А мой сегодня!
Кристина Абрамовская против слияния до полного растворения – "смешать, но не взбалтывать". Но вначале все-таки смешать.
В силу профессиональной деятельности мне приходится сталкиваться с разными людьми. Но с одной потрясающей категорией женщин, как правило, по работе и не столкнешься. Не сомневаюсь, что многие из читателей узнают своих знакомых в описанном мной типаже.
Их я называю кратко: "а мой сегодня". Всех этих женщин объединяет потрясающая способность переводить все разговоры на своего мужа, вне зависимости от темы. Вши в школе? Мой муж возмущен, как так можно, даже выселил нас с детьми в отдельную комнату! Машина сбила велосипедиста? Мне поэтому мой муж и запрещает ездить на велосипеде по городу – говорит, тебя обязательно кто-то собьет, ты ездишь зигзагами... Панда родила в Китае? Мы рожали с моим мужем вдвоем, потому что он настоял, что должен перерезать пуповину! Рушится система международных договоренностей? Мой муж вчера пришел домой и как хрястнет тарелкой об стол, потому что борщ был без мяса!
И так далее.
Необязательно, чтобы это всегда был муж – это может быть и "мой бойфренд", и "наш папа", и даже "научный руководитель". Главное – как увлеченные сектанты переводят всегда разговор на лидера своей секты, так и увлеченные женщины сотворяют себе кумира в одной, отдельно взятой семье. В таких ситуациях я всегда чувствую себя неловко – врожденная вежливость не дает мне саркастически заржать и спросить: "А при чем тут твой муж к вопросу "который час"? Боюсь обидеть человека, вот и вынуждена выслушивать!
Ответ я получила на курсе по семейной и детской психологии, где психолог Надежда Терещенко объяснила такое поведение следующим образом: "Желание женщины говорить о мужчине часто и с "придыханием" свидетельствует о том, что она находится с ним в отношениях, которые называются "слияние". Это состояние характеризуется размытостью личностных границ, когда, как в популярной какое-то время назад песне: "…я – это ты, ты – это я, и никого не нужно нам". Слияние вполне адекватно для первых этапов отношений, связанных с влюбленностью, поглощенностью объектом. Вспомните, когда вы по-настоящему влюблены, как сложно не говорить о любимом, не думать, не скучать, не говорить: "…а вот мой Василий…". Именно поэтому влюбленные женщины к месту и не к месту обращаются к любимому образу. По-моему, это очень мило".
На это я возразила в свойственной мне манере всему противоречить, что все эти дамы замужем не первый год, и что с придыханием можно говорить первые два месяца, во время букетно-конфетного периода. А не после того, как десять лет подряд моешь посуду, стираешь носки и еженощно слушаешь храп. Я бы позавидовала той паре, где женщина беззаветно влюблена в одного и того же мужчину на протяжении года! Разумеется, у профессионала нашелся и на это ответ: "Все хорошее, как известно, рано или поздно заканчивается. И для стадии "слияния" – это не то, что закономерно, но и желательно. Чтобы строить здоровые, долгие отношения, необходимо уметь пережить "слияние" и позволить самому себе и своему партнеру заново отстроить свои границы, которые, безусловно, должны быть прозрачными для близкого человека, однако они должны играть роль защиты от чрезмерного вмешательства и контроля со стороны партнера. Отношения, сочетающие в себе баланс близости и свободы – свидетельство личностной зрелости партнеров. И среди вышеупомянутых женщин есть такие, которые чувствуют себя значимыми только рядом со своим мужчиной, что связано либо с ощущением важности статуса, который дает наличие мужчины, либо с чувством собственной некомпетентности, которое компенсируется умом и сообразительностью мужа, либо со страхом одиночества. Эти женщины остаются в состоянии "слияния", которое уже не так сладостно, которое можно точнее назвать зависимостью. И тогда, рассказывая о своем муже, папе, начальнике и т.п., женщина как будто подтверждает собственную значимость, придает вес своим словам".
"Все понятно, так я и думала!" – решила я, удовлетворенная собственной проницательностью. Но тут психолог продолжила: "А теперь немного о тебе, дорогая Кристина. В психологическом "слиянии" можно находиться также с детьми, с мамой, с работой, хобби и т.п. И есть масса женщин, которые переводят все свои разговоры на работу, ребенка, маму или собственные болезни, например. Но тебя-то зацепили именно "а мой сегодня". Это означает, что этот тип слияния или зависимости является для тебя фокусом, тем, что называется "фигурой", чем-то, что наиболее бросается в глаза, вызывает интерес и обладает энергией. И это уже не о женщинах, а о тебе. И здесь нужно постараться честно ответить себе на вопрос, какие виды слияния я позволяю себе и окружающим людям, и что я не могу позволить ни себе и ни другим. Мне кажется, это как-то связано с мужчинами?"
И тут, разумеется, мне было нечем крыть.