Дешево и сердито

Украина воюет малыми средствами и большой кровью. Складывается впечатление, что она не хочет победить.

Один день проведения АТО обходится Украине в 5-7млн долларов, - сообщили в украинском Минфине. Эти цифры вызывают удивление: слишком мало.

Скажем, если взять для примера вторую ливанскую войну 2006 года, то каждый день операции стоил армии Израиля 350 миллионов шекелей. Тогда курс был примерно один доллар - три шекеля.

Последняя война против ХАМАса - операция "Нерушимая скала" 2014 года обошлась госбюджету Израиля в 9 млрд шекелей (2,5 млрд долларов), один день военных действий против ХАМАСа стоил 210 млн шекелей.

А вот кое-какие цифры по России, по второй чеченской войне: использование одного российского танка в течение суток стоит около 5 тысяч долларов, боевой машины пехоты — 3 тысячи долларов. Стоимость танкового выстрела — 200 долларов. 150 долларов стоит один артиллерийский снаряд, граната — 8 долларов. Одна ракета "Смерч" а две тысячи долларов, бомба объемного взрыва — около 3 тысяч долларов.

Поэтому первое о чем я подумал, когда услышал цифру 5-7 млн долларов —такое может быть, только если воюют старым оружием, без техники и солдатам не платят. Как оказалось, я был не далек от истины.

Украинские солдаты, отправляясь воевать, вынуждены покупать за свои деньги или деньги волонтеров всю амуницию. На плечах волонтеров и поддержка быта бойцов. Такого не может быть в принципе. Разве что в каких-то партизанских отрядах слаборазвитых мусульманских армий. Официальные 1,5 доллара на бойца на питание в день – это тоже какая-то фантастика. Я на свою кошку больше трачу.

В Израиле, например, сама большая статья расходов именно на содержание армии – на зарплату солдатам, контрактникам и офицерам, выплату пенсии, компенсаций в случае ранения или смерти. При этом деньги собственно на лечение в случае болезни или ранения в эту сумму не входят, это отдельная статья. В 2013 год общий военный бюджет составлял 58,4 млрд шекелей (около 15 млрд долларов), а на выплату зарплат и пенсий солдатам – 6,8 млрд шекелей— порядка 11%.

Солдаты, которые проходят срочную службу, получают ежемесячное содержание порядка 130 долларов, а если они служат в боевых частях (то есть частях, предназначенных непосредственно для участия  в боевых действиях) – 230. При этом есть такое понятие, как "солдат-одиночка", это те, у кого родители живут не в Израиле, кто репатриировался на историческую родину один, или они относятся к категории малоимущих. В таком случае армия снимает такому солдату полностью меблированную и оборудованную всей необходимой и техникой квартиру (иногда одну – на двух-трех солдат), выплачивается содержание порядка 500 долларов. Всем военнослужащим на все время службы обеспечивается бесплатный проезд в общественном транспорте.

Расходы государства на одного контрактника, которые составляют 15% личного состава армии, включая его зарплату, положенные бонусы и льготы – 6400 долларов в месяц. При минимальной зарплате в Израиле 1 тыс долларов, неудивительно, что конкурс в боевые части – 7 человек на место. Строгий отбор – кандидатов с проблемами со здоровьем, судимостью или даже приводами в полицию - не берут. Но можно подать апелляцию на это решение.

В США в 2010 году общий бюджет 515 млрд долларов, на личный состав – зарплата, лечение, выплаты семьям погибших 125 млрд. —четверть, получается. А обеспечение текущей деятельности армии - 179 млрд долларов.

В США военнослужащих обеспечивают и очень хорошим жильем на время службы. Если в Израиле офицеры живут у себя дома, а солдаты в казармах, то в США существует понятие военных городков, как в России. Но стандарты этого жилья там и там несопоставимы. В США стандарты жилья для военных даже выше, чем для среднестатистических американцев. В 2010 году на строительство таких квартир выделили 3 млрд долларов – это 1% всего военного бюджета.

Понятно, что Украина – не США. Но то, что мощная 50-миллионая страна не находит денег на содержание солдат – это позор. Как и то, что заставляет воевать старым оружием, доставшимся со времен СССР. Война это, в принципе, выгодное дело для военной промышленности.

Любая воюющая страна занимает ведущие позиции по экспорту вооружения. Производство вооружения – очень выгодна статья экспорта. А доходы от реализации этого вооружения идут на новые военные разработки. Получается, система сама себя кормит.

В западных армиях военные разработки – это официально четвертая, а фактически вторая-третья по значимости и расходам статья военного бюджета. Значительная часть этих разработок держится в секрете, поэтому реальные расходы на ее обеспечение стараются не светить, проводя платежи через другие статьи бюджета, например, по линии гражданских ведомств. Но, например, в США на НТР в 2010 году было выделено порядка 80 млрд долларов – 15% военного бюджета.

Или возьмите Исламское государство – ИГИЛ. Они приспособили для военной разведки и корректировки огня радиоуправляемые мини-вертолеты, которые используют для поиска на поле потерявшихся мячей для игры в гольф. Эти вертолеты, которые можно купить в любом магазине за копейки, оснащены камерами с высоким разрешением, и обладают дальностью связи на несколько десятком километров.

Очень странно, что война в Украине не дала толчок не только экспорту вооружения, но и вообще его производству. Пример Украины в этом отношении беспрецедентен. Сюрреализм. По крайней мере, в истории войн 20 века такого не было. Складывается впечатление, что Украина не хочет победить, иначе все это очень сложно объяснить.  

Поделиться: