Ленин под запретом

Закон об осуждении тоталитарных режимов ставит вопрос о границе свободы слова в Украине. 

© engarde.com.ua

Как это следует из закона, принятого Верховной Радой, речь идет не столько о запрете тоталитарной (т.е. коммунистической и нацистской) идеологии как таковой, сколько об осуждении тоталитарных режимов, запрете их символики, а также о запрете публичного отрицания преступного характера этих режимов.

Принятие этого закона в практическом и теоретическом плане ставит вопрос о границе свободы слова в Украине и, по всей видимости, дать четкий ответ об этих границах сможет лишь будущая судебная практика, включая сюда, вероятно, и практику Европейского суда по правам человека, который склонен весьма либерально трактовать границы свободу мысли и выражения мнения.

В концептуальном плане можно сказать, что в мире существуют две модели демократии: либеральная модель и модель так называемой "воинствующей демократии" (militant democracy). К первой модели близки США с их весьма широким пониманием свободы слова, закрепленной в первой поправке к американской Конституции. Здесь свобода слова понимается Верховным судом США настолько широко, что в сегодняшней Америке трудно себе представить запрет тоталитарной символики или идеологии. Возможно, это связано с тем, что США не имели тоталитарного опыта в своей истории и в силу глубоких традиций демократии им вряд ли грозит возможность установления тоталитарного режима.

Иное дело – страны Европы, имевшие опыт тоталитаризма. Например, Германия, в которой нацистская символика запрещена, или Польша, в которой запрещена тоталитарная символика вообще, включая коммунистическую. Смысл "воинствующей демократии", в отличие от демократии либеральной,  в том, что в ее рамках нельзя воспользоваться институтами и свободами демократии, для того чтобы ликвидировать саму демократию. Поскольку Украина принадлежит к тем странам, в которых существует, хоть и минимальная, вероятность возврата к традициям тоталитаризма, а тоталитарные настроения еще не изжиты у части общества, то запрет тоталитарной символики имеет некоторый смысл.

К числу стран, в которых запрещена тоталитарная символика, в частности, относятся: Грузия, Латвия, Литва, Эстония, Чехия.

Что касается самого понятия "тоталитаризм", то оно не имеет однозначного и общепринятого значения. Например, по мнению политолога Збигнева Бжезинского, к числу характерных черт тоталитаризма относятся: единая официальная идеология, единая массовая партия, осуществляющая диктатуру, монополия государства над средствами массовой информации, террористическая политическая система, центральное управление хозяйством.

Кстати говоря, в украинских реалиях вполне можно говорить о тоталитарном характере таких российских террористических организаций, как "ДНР-ЛНР". Так что их тоталитарная символика также должна попадать под запрет.

В этой связи вспоминается известный исторический эпизод. Накануне большевистского переворота, в 1917 году великий русский правовед и социолог Н.С. Тимашев обратился к Временному правительству и выступил с предложением включить в русское уголовное законодательство норму о запрете "преступного возбуждения масс", направленной против большевистской пропаганды. Либеральное Временное правительство отказалось это сделать и в результате многие его члены оказались в тюрьме, а большевики пришли к власти. Таким образом, в определенных исторических обстоятельствах запрет тоталитарной пропаганды может иметь смысл. Что касается Украины, то нашему пост-тоталитарному обществу еще придется проделать сложный путь к демократическому правосознанию.

Поделиться: