Долгий выбор Украины

Правительство, кажется, договорилось с МВФ о новой трехлетней программе и продолжает убеждать, что делает все, чтобы добиться членства в ЕС.

© ТСН.ua

В 1991 году либеральную идею развития Украины, провозглашенную диссидентом Вячеславом Чорновилом, больше всего поддержали в Галиции, которую в советское время раздробили на три области: Ивано-Франковскую, Львовскую и Тернопольскую. Раздробили для того, чтобы расплодить побольше лояльных советской власти чиновников и усмирить мятежников, ведь именно в Галиции и на Волыни активно действовала подпольная Организация украинских националистов, с которой боролся НКВД, — пишет Александра Вагнер в колонке на "Радио СВобода".

Жители этих областей на президентских выборах 1991 года отдали большинство голосов в поддержку Чорновила. В других регионах проголосовали за бывшего второго секретаря по идеологии ЦК Компартии Леонида Кравчука. Чорновил потом с горечью писал, что развитие страны (за независимость которой он боролся всю жизнь, больше десяти лет проведя в заключении, в том числе в лагерях Мордовии и Якутии) могло происходить по-другому, и приводил в пример своих единомышленников в Литве, Польше и Чехии, которые пришли к власти и смогли приступить к быстрому реформированию этих стран.

Я нередко слышу суждения, что украинцы до недавнего времени словно не верили, что обрели собственное государство, поэтому и управление страной было столь неумелым, поэтому и права свои не отстаивали увереннее и последовательней. Достаточно посмотреть на Будапештский меморандум, гарантирующий нерушимость границ Украины широкой международной коалицией, — в нем много слов, но никаких действенных гарантий, хотя в момент его подписания можно было обменять арсенал ядерного оружия на более весомые обязательства.

Тогда было чем аргументировать. И вот пришла война. Убийство участников акций протеста в Киеве, аннексия Крыма, Донбасс... Очнувшись ото сна, Украина стала восстанавливать армию и создавать стратегию дальнейшего развития — подобную той, что была выстроена чехами, поляками, венграми, словаками, литовцами в далеких 90-х.

Еще совсем недавно — чуть более двадцати лет назад — простой выбор, который сделали бывшие социалистические страны Восточной Европы, ставшие членами ЕС, — для Украины вообще не существовал. За первые четыре года независимости ВВП страны уменьшился почти наполовину по сравнению с 1990-м годом. Леонид Кравчук за время своего короткого правления не сделал ничего, чтобы остановить чудовищный экономический кризис.

Леонид Кравчук за время своего короткого правления не сделал ничего, чтобы остановить чудовищный экономический кризис

Неудивительно: ведь он защитил диссертацию "Сущность прибыли при социализме и её роль в колхозном производстве", а тут настала эпоха свободного рынка. Но незнание законов рыночной экономики не освобождает от ответственности. Странно было видеть бывшего президента в новогоднем поздравлении Владимира Зеленского. Да, Кравчук помог Украине стать независимой, не голосовал в 2004-м за вступление в ЕЭП, но в остальном оказался беспомощным. Его фигура для тех, кто помнит, что происходило со страной в 90-х, вряд ли может ассоциироваться с пожеланиями благополучия и счастья, прозвучавшими в обращении Зеленского.

Обещая остановить гиперинфляцию и обнищание, Леонид Кучма на президентских выборах 1994 года предлагал, помимо экономической программы, "возобновление взаимовыгодных хозяйственных связей с Россией и странами бывшего СССР", "вступление Украины в экономический союз СНГ". Отношение украинцев к Евросоюзу, а тем более к НАТО в то время социологи не исследовали. Это было лишним, так как ни жители Украины, ни ее руководители, ни даже Брюссель не рассматривали возможность вхождения Украины в евроатлантические структуры.

Первые измерения начались в 2008 году, с приходом Виктора Ющенко. Когда Кучма снова победил на президентских выборах в 1999-м, в его программе говорилось о "внеблоковом статусе" Украины и "стратегическом партнерстве с Россией", но — надо отдать бывшему президенту должное — в послании к парламенту после инаугурации он назвал "европейский выбор" приоритетным для Украины, отметив при этом необходимость начать "глубинные преобразования" в самой стране. Кучма выиграл выборы во второй раз благодаря тому, что его соперниками был коммунист Петр Симоненко и социалисты Александр Мороз и Наталья Витренко. Никто уже не хотел в СССР, но Европа тогда казалась слишком далекой. Жители Украины ждали экономических реформ.

Эпоха Леонида Кучмы закончилась в 2004-м. Одним из ее символов стал ставленник президента Виктор Янукович, назначенный незадолго до выборов премьер-министром и воспринимавшийся как преемник Кучмы. В том числе и поэтому начались протесты, названные впоследствии "оранжевой революцией". Звучали требования не только вернуть украденные голоса, поданные за Виктора Ющенко, но и провозгласить европейский выбор Украины: незадолго до президентских выборов, 21 мая 2004 года, правительство Януковича инициировало при поддержке коммунистов голосование за вступление Украины в Единое экономическое пространство вместе с Россией, Белоруссией, Казахстаном и другими постсоветскими странами. Рада проголосовала за. Этот шаг перечеркивал дальнейшую интеграцию с Европейским союзом, о которой было объявлено пятью годами ранее.

Этот шаг перечеркивал дальнейшую интеграцию с Европейским союзом, о которой было объявлено пятью годами ранее

В предвыборных программах кандидатов в президенты на выборах в том же году Европейский союз снова не упоминался, Россия — вскользь. Но протесты из-за кражи голосов, поданных за Ющенко, во время "оранжевой революции" стали восприниматься в том числе и как выступления против ставленника президента, который не скрывал желания интегрировать Украину в структуры, связанные с Россией. Демонстранты были правы: как только Янукович спустя пять лет пришел к власти, он стал крепить дружбу с Москвой и заигрался до такой степени, что ради отказа от ассоциации с ЕС согласился на силовой разгон протестующих в Киеве.

И вот наступил 2014 год. Во время правления Петра Порошенко никто не сомневался в его намерениях: он подписал договор об ассоциации с ЕС, начал реформы, которые привели к экономическому росту даже в военное время. Нынешнее правительство, несмотря на опасения, кажется, договорилось с МВФ о новой трехлетней программе и продолжает убеждать, что делает все для того, чтобы добиться членства в Евросоюзе. Есть надежда, что с этого пути Украина уже не сойдет.

Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Поделиться: