ГастроРоссия

Дата публикации
Просмотры
2791
Поделиться:
WhatsApp
Viber
ГастроРоссия

Общепит, как зеркало, отражает привычки и лицо народа, который им пользуется - российский общепит меня впечатлил.

Есть утверждение – высказанное немецким философом Людвигом Фейербахом – что человек есть то, что он ест. Может, сейчас, когда появилось массовое производство и продукты стали гораздо доступней, чем во времена Фейербаха, оно не столь актуально.

Однако тезис про людей и еду очень даже применим в 21 веке, если сформулировать его следующим образом – хочешь понять страну, в которую ты приехал, попробуй то, чем там кормят, и как тебя обслуживают. Эту "формулу" я вывел после поездки по России.

Признаюсь, я – бывший бармен с увесистым стажем, который лет 5-6 питался ресторанной кухней, успешно обменивая у поваров маленькие дозы алкоголя на увесистые порции вкусностей из кухни, за которые большинство посетителей платили столько, сколько за месяц получали украинские учителя. В то время я понял, что состояние общепита, как правило, отражает материальное положение местного населения, а также является зеркалом, в котором видны привычки и лицо народа, который этим общепитом пользуется.

То, что отразил российский общепит – меня впечатлило, хотя, казалось, уже научился ничему не удивляться.

Среднестатистический житель Российской Федерации – это крайне сложный человек. С одной стороны, он открыт и расположен к общению, с другой, для этого ему нужен определенный стимул. Стимулом в общении с простым русским человеком может стать общий интерес. Им может быть ненависть к Порошенко. Оказалось, что только многократные и недвусмысленные признания в страшной ненависти к украинской власти способны разговорить, например, простого российского водителя молдавского происхождения Гену.

Если же речь идет о представителях секты российского общепита, то тут ненависть к Петру Алексеевичу вам не помощник.

В России, попадая на территорию, где готовят и продают еду, вы должны помнить – вам здесь не рады. Всегда. Вы тут не гость, а человек, который отбирает время у женщины бальзаковского возраста за прилавком. То, что вы проголодались - это ваша проблема, и чтобы её решить без убийства своих нервных клеток, вам следует быть предельно вежливым с дамочкой и прощать ей все неуклюжие колкости, физическое отсутствие половины блюд, указанных в меню, и, конечно же, не стоит слишком часто уточнять, свежая ли еда. Это может её насторожить и настроить против вас еще больше.

Эти правила мы хорошо усвоили, когда дружной компанией, состоящей из меня, моего коллеги, уже упомянутого русского молдаванина Гены и киевского святого отца (конечно - Московского патриархата) – такую пеструю компанию нам собрало приложение BlaBlaCar – заехали в первое придорожное кафе, чтобы слегка подкрепиться.

О русском молдаванине я уже упоминал, поэтому будет справедливым рассказать и о последнем, но не менее колоритном члене нашей концессии – отце Александре.

Отец Александр – этнический русский, но в дни буйной молодости сделал выбор в пользу Киева, и примерно с середины 90-х проживает в нашей столице. Периодически он покидает днепровские кручи, чтобы поехать в Россию на 1000-летие Крещения Руси, дни Черноморского флота и прочие важные для отца праздники. Отец Александр всю дорогу убеждал нас в том, что в России он, как дома. Его восторженные спичи о российских просторах и энергии, которую они несут, практически убедили нас, что теперь мы точно увидим Россию с другой стороны и познакомимся с российским народом, что называется, без цензуры.

Знакомство не заставило себя ждать. В нашей компании отец Александр был самым русским, но это не уберегло его от "сообразительности" девушки на раздаче, которая решила, что худосочный отец не достоин солянки, которую он заказал, и ему больше подходит суп. Отец, привыкший к наваристой украинской еде (а она, поверьте мне, в сравнении с российской, наваристая), ринулся выяснять с ней отношения. Спектакль, состоявшийся после, помимо веселья принес нам еще одну непреложную истину о российском общепите – проблема, которая возникла у тебя в заведении, не касается самого заведения.

Почему так? Потому что российский общепит – это не рыночное явление. Российкий общепит – это младший брат советских точек общественного питания, где на вопрос "а что еще есть кроме шницеля?", вам, убедительно тараща глаза, отвечали: "Берите, берите, а то и этого не будет". Советской продавщице было абсолютно все равно, купишь ли ты у неё товар. Все чудеса советской бакалеи и пищевой промышленности поступали в точки реализации согласно графику, а не из-за штурмов домохозяек в высоких меховых шапках. Цепочка "продавец-покупатель" в те дефицитные времена была безнадежно нарушена, рынок превратился в повсеместную симуляцию торговли, где продавец – это хозяин положения, а человек с деньгами – безликий сегмент очереди.

И общепит по-русски – логичное продолжение этого депрессивного явления. Он понял значимость денег, но, видимо, решил, что эти деньги нужно не зарабатывать, а просто складывать в тумбочку.

Мы посетили десятки заведений в Сочи, Ростове, Таганроге, Белгороде, Сухуми, Гаграх и Алахадзе. Объективности ради мы были в заведениях разных ценовых категорий. Среди мест, в которых мы ели и пили, были даже такие, которые нам понравились, но для всех ресторанов и забегаловок наших соседей сбоку было актуально одно правило: в России есть только два вида заведений общепита. Первый – это очень дорогие. Второй – крайне дешевые. И ни в одном из них вам не светит хорошее обслуживание. Ну, практически ни в одном.

Странно, но в России нет школы официантов. Вообще. Единственный раз, когда нас действительно хорошо обслужили, случился в Ростове-на-Дону. Это был паб в самом центре города, где средний чек – 30-40 долларов. Там нас обслужили действительно хорошо. Услужливая девушка ловила каждый наш взгляд, вокруг куражилось огромное количество людей, интерьер был приятным, а еда и пиво вкусное. За это, конечно же, большой им респект и уважение.

Одно из придорожных кафе в России

Но это лишь исключение, подтверждающее правило. Кубок за самую популярную фразу от официанта в России и подконтрольной ей Абхазии смело можно отдать перлу "так а я тут при чем?". Когда я заказал ребра в абхазском Алахадзе и в течении часа не мог их получить, я услышал именно эту фразу. Когда в Таганроге я заказал бургер и ждал его 40 минут, чтобы мне принесли совсем не его, я тоже услышал магическое "аятутпричем?".

"Аятутпричем" звучало, и когда в Гаграх я попробовал заказать кальян и так долго ждал кальянщика, что даже предложил бармену сделать его самостоятельно, за свои же деньги. Эта фраза преследовала меня по всему нашему маршруту, как влюбленная институтка. И где-то под конец путешествия я понял причину её появления. По всей видимости, наши соседи просто не знакомы с понятием "бизнес". Я не питаю иллюзий относительно наших столовок и заведений средней ценовой категории – уровень хамства на украинской периферии вполне может состязаться с российским общепитом, но нигде и ни разу в Украине я не слышал от официанта фразы "аятутпричем".

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Дата публикации
Просмотры
2791
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация