Лучше поздно, чем с Кремлем
В мире нет примеров, когда отказ от коммунизма был для общества страшнее, чем сам коммунизм.
После принятия закона о запрете коммунистической и нацистской идеологии Украина пошла по пути Грузии. Конечно, раньше были балтийские страны и страны Восточной Европы, но на постсоветском пространстве три страны – Грузия, Украина и Молдова решили окончательно покончить с тоталитаризмом. Принятие закона – полдела, другие полдела – его исполнять и восстанавливать общество, пострадавшее от марксизма-ленинизма. Основа заложена, что будет происходить дальше?
Если сравнивать ситуацию в Грузии и в Украине, то Хартия свободы, принятая грузинским парламентом 31 мая 2011 года, вместила в себя несколько законодательных инициатив – меры безопасности, люстрацию и запрет на советскую и фашистскую символику, объединенные в два законопроекта - "О люстрации" и "Патриотический акт". В конце 2013 года в Хартию были внесены поправки, которые ставят своей целью создание механизма для искоренения коммунистической тоталитарной и фашистской символики. Специально созданная в МВД комиссия должна проводить мониторинг, в том числе и попыток восстановления советских памятников и штрафовать инициаторов. Административный штраф составляет 1000 лари, что по современному курсу равен примерно 480 долларов.
Еще летом 2010 года в городе Гори был снесен последний советский памятник, Сталину, который простоял так долго благодаря тому, что советский вождь родился в этом городе. Отношение жителей города к Сталину как инициатору репрессий мало чем отличалось от мнения других жителей Грузии, но он был земляком и его терпели. В августе 2008 года, когда российская армия оккупировала Гори, происходили странные события – к памятнику Сталина русские офицеры приносили цветы, открывали бутылки с водкой, поминали и всячески выказывали ему почтение. У населения это ассоциировалось с войной и бомбардировкой Гори российской авиацией и отношение к Сталину стало меняться. Во время демонтажа на площадь пришли лишь пару десятков человек, попытавшихся протестовать.
После смены политической силы и с приходом к власти коалиции "Грузинская мечта" было несколько попыток установить бюсты Сталина в разных районах страны, но администрации населенных пунктов и полиция сносили памятники практически сразу. Для очень небольшого процента жителей Грузии с коммунистическими взглядами (примерно 0,3 процента) смена власти не стала возвращением к прежнему положению, как при Эдуарде Шеварднадзе. Второй президент и бывший коммунистический руководитель Грузии на протяжении многих лет был равнодушен к идее запрета компартии. Не получилось и при Саакашвили, но в грузинском обществе отношение к коммунистическим идеям и советскому прошлому в подавляющем большинстве отрицательное. На президентских выборах 2013 года кандидат от компартии Нугзар Авалиани получил 663 голоса избирателей - 0,04%. До сих пор в Грузии не используется сочетание "советское время", о периоде с 1921 по 1991 годах говорят презрительно – "комунистебис дро" - "времена коммунистов". В 1921 году Советская Россия, заключившая с Демократической республикой Грузия договор о дружбе и признавшая ее независимость, в феврале 1921 года подло обманула и захватила страну. Последующие репрессии затронули каждую семью.
Если сравнивать Украину и Грузию, то в каждой из стран были периоды сопротивления советской власти. В Грузии из самых известных примеров было восстание князя Какуцы Чолокашвили в 1924 году, участие грузин в немецких войсках в период Второй мировой войны, митинг, переросший в антисоветскую акцию в марте 1956 года, массовые демонстрации в защиту грузинского языка в 1978 году, требование независимости в апреле 1989 года. Украина может похвалиться сопротивлением Красной армии в 1918 году, повстанческим движением на Одесщине в 1917-1932 годах, созданием УПА в 1943 году и партизанским движением сопротивления до 1956 года. Кажется, что обе страны имеют одинаковую историю отношения к советской империи, но после обретения независимости в начале 90-х годов пути Украины и Грузии разошлись. Попытка опять сблизить свои устремления повторилась в 2003-2004 годах, однако успех "революции роз" в Грузии Украина не смогла повторить на первом Майдане. Кажется, что лидеры "помаранчевой революции" не поняли, откуда надо ждать опасность контрреволюции – от оживающей путинской империи.
Третья страна – Молдова приняла такой же закон в октябре 2012 года, выдержав давление бывшей партии власти - Коммунистической и Государственной думы РФ, увидевшей для себя опасность, особенно после принятия грузинской Хартии свободы. Антикоммунистическая триада превратилась в реальную опасность для России, выстраивающую новую геополитику в воссоздании некоей империи, в которой идеология является дикой смесью из православия, национализма, шовинизма и коммунизма. Последние годы в России и на оккупированных территориях Украины можно увидеть странные группы людей со знаменами и наглядной агитацией, понять смысл которой вряд ли под силу даже психиатрам. Присутствие на таких акциях коммунистической символики только доказывает, что изобретателем этой идеологической каши являются те же коммунисты, пытающиеся мимикрировать, выжить и паразитировать дальше.
Реакция российских политиков на решения Молдовы и Грузии, а сейчас Украины только укрепляет предположение о сохранении коммунистических ценностей Москвою, где на Красной площади до сих пор лежит мумия Ленина. Кремль цементирует единство российского общество старыми ценностями и убеждениями в том, что Россия – "великая страна", способная объединять постсоветские страны, которым она за 24 года после развала СССР ничем не помогла – не могла и не хотела. Для возрождаемой Путиным империи главной была территория, а не народы, история и культуры. Во многом сохранению рабского отношения к России способствуют пророссийские, безропотные лидеры, для которых личная власть превыше развития страны и благополучия населения. Любое сопротивление пророссийской политике Кремль привык жестоко подавлять – экономическим шантажом и поддержкой сепаратистов.
В случае с Украиной старая кремлевская схема начала пробуксовывать: сепаратистов остановили, сторонников России с каждым месяцем становится все меньше, создано мощное движение волонтеров и активистов гражданского общества. Теперь Украина подошла к самому важному решению – отказаться от тоталитарного наследия, от той идеологии, которая связывала ее с Россией. За годы советской власти несколько поколений людей воспитывались в идеологии рабского послушания КПСС, в которой огромную роль играли символы. Серпы, молоты и звезды были изготовлены в колоссальном количестве. Любой взгляд мимо бюста или памятника Ленину натыкался на бессмысленный лозунг "Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить". Или совершенно чудовищный – "Ленин всегда живой".
Если найти какого-нибудь сторонника коммунистической идеологии и попросить его объяснить, как все эти звезды, серпы и молоты, десятки тысяч памятников, бюстов и барельефов советских вождей влияют на удои молока или производительность шахт, то он вряд ли вразумительно ответит. Коммунистическая идеология странным образом влияет на мозг, а не на физическую деятельность людей, превращая их в деревянных солдат Урфина Джюса, безропотных и агрессивных. Последняя коммунистическая империя – Китай давно избавилась от символики и бессмысленных лозунгов, предоставив людям возможность работать и зарабатывать. Легенды о "великой советской стране" могли оказать моральное влияние при "железном занавесе", когда люди не могли видеть другие примеры.
В Украине часть "экспертов" и "политологов" пытается пугать людей тем, что избавление от коммунистической идеологии будет иметь последствия. Посмею мягко назвать их идиотами, поскольку в мире нет примеров, когда отказ от коммунизма был для общества страшнее, чем сам коммунизм. И китайская мудрость о рыбе и удочке - тому подтверждение. Проходит короткое время и люди понимают, что отсутствие звезд, серпов и молотов нисколько не мешают ни аппетиту, ни рождаемости и ни развитию науки и культуры. Для меня эти символы – как мозоли и бородавки, с ними противно, без них – красивее.