Можно ли спасти Запад?

Вместе Россия, боевики ИГИЛ и праворадикальные политики способны пошатнуть основу западной демократии.

© ТСН.ua

У этого жуткого союза нет ничего святого. Совместными усилиями Россия, боевики Исламского государства и праворадикальные политики угрожают пошатнуть основу западной демократии.

Популисты на Западе, тщательно играя на страхе, вызванном терактами боевиков Исламского государства, и сотрудничая с русскими формально и подковерно — пытаются на месте старых демократий, зиждущихся на праве закона, построить новую, гораздо более централизованную систему.

Забавно, что все эти политики, включая президента Соединенных Штатов Дональда Трампа, утверждают, что они представляют обычного человека, и заявляют, что только у них есть ключ к решению проблем среднего класса. Однако же их главная цель — уничтожить ограничения собственной власти, например, свободную прессу и независимую судебную систему.

Западу нужна четкая политическая стратегия, чтобы ответить на этот вызов.

УГРОЗЫ

Угрозы, исходящие от исламистского террора и российской агрессии проявляются, казалось бы, по-разному. Однако одно общее место имеют: обе силы хотят создать на Западе политический и экономический хаос, подорвать западную экономику, политику и систему безопасности. А в идеале вообще создать новый мировой порядок, в котором Запад больше не будет главным игроком.

Во времена трансатлантических травм (термин из книги Стэнли Р. Слоуна о внешних и внутренних кризисах, угрожающих западной демократии, — ред.) обе эти силы ведут свою подрывную деятельность, не покладая рук, и добиваются некоторых успехов. Исламистский терроризм уже внёс заметные изменения в жизнь на Западе, начиная от усилившихся мер безопасности, встречающихся теперь повсюду, до огромного потока мигрантов, спасающихся с разрушенного войной Ближнего Востока. Это в частности привело к тому, что британцы решили выйти из Евросоюза, ещё сильнее дестабилизировав ситуацию на Западе. А Трамп использовал угрозу исламистского терроризма во время избирательной кампании, убеждая граждан за себя голосовать. Тем временем скрытые действия России, вмешавшейся в американские президентские выборы, возможно, даже усадили Трампа в президентское кресло.

Во времена трансатлантических травм обе эти силы ведут свою подрывную деятельность, не покладая рук

Кроме российской и исламистской угрозы, есть ещё и домашняя. На народных страхах и заботах умело играют праворадикальные политические партии, не гнушаясь любыми популистскими заявлениями. Они чрезмерно упрощают любую политическую проблему, бросая вызов основам либеральной западной демократии. И в некоторых странах такие политики и партии берут верх — к примеру, в Соединённых Штатах, Венгрии, Польше, Швейцарии и Турции.

ИСТОЧНИКИ НЕДОВОЛЬСТВА

Единого объяснения у нарастающего скептицизма по поводу либеральной демократии нет. Общее ощущение кризиса в обществе создаётся сразу из-за нескольких факторов. Великая Рецессия, начавшаяся в 2008 году, оставила миллионы американцев и европейцев без работы и в долгах. Рынок труда сумел восстановиться, в отличие от зарплат, заметная часть европейских и американских избирателей уверены: их подвела система и ее лидеры.

Следующий фактор — страх того, что беженцы, которых выгнали из дома конфликты на Ближнем востоке и других местах, несут с собой в западные страны не только жестокие террористические атаки, но и угрозу экономическому благосостоянию тех, кто и так уже серьезно пострадал от последствий Великой Рецессии.

Существует также мнение, что процесс евроинтеграции, расширение международной торговли и глобализм ухудшают жизнь обычных граждан. Это мнение подогревается тем, что доля богатства так называемого "одного процента", проживающего в западных странах, продолжает увеличиваться.

Некоторые обеспокоены, что правительства продолжают двигаться все дальше от местного и личного контроля — либо к общим законам Евросоюза в Европе, либо к управлению бюрократами из Вашингтона в Соединенных Штатах.

Существует также мнение, что процесс евроинтеграции, расширение международной торговли и глобализм ухудшают жизнь обычных граждан

К тому же скорость жизни и развития технологий гораздо превышает способность многих граждан адаптироваться к новым условиям или даже понять их, потому все больше и больше людей чувствуют себя отделенными от общества, неполноценными.

В результате у экстремистских политических движений в Европе и Соединенных Штатах находится огромное количество сторонников в их нападках на западное единство и даже сомнениях в западной идентичности. Этот тревожный внутренний раскол внутри и между западными странами, сочетаясь с внешними угрозами, может создать огромную бурю. Способную разрушить трансатлантическое единство, а вместе с ним определение и реальное существование так называемого "Запада".

ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ?

Как же нам эффективнее всего защитить либеральные западные демократии от сегодняшних угроз?

Хотя неспособность справиться с вызовами европейским ценностям может иметь разрушительные последствия для координации в сфере безопасности между НАТО и странами Евросоюза, большинство шагов, необходимых для предотвращения этого сценария, не лежит в плоскости безопасности. Речь прежде всего о политических, экономических и финансовых реформах.

Если они пройдут успешно, население не станет противиться возрастающим тратам на оборонную сферу и улучшение антитеррористических мер, потому что людям будет понятно, что "Запад" и его ценности действительно следует защищать.

Возможно, это совет из категории "проще сказать, чем сделать". Но потенциальная цена неудачи — сползание в современный аналог средневековья, где бразды правления сосредоточатся в руках авторитарных режимов, которые поддержат богатейшие люди и корпорации планеты, в таком мире путинизм станет нормой, а не исключением.

Наша задача сегодня — это улучшить системы и институты западной демократии, не ослабляя серьезных оборонных мер против внешних врагов, одновременно и России, и исламистского терроризма. Две эти задачи во многих местах заметно переплетены. Россия пытается использовать нашу открытую демократическую систему, чтобы вмешиваться в наши выборы и приводить к победе выгодных ей кандидатов, тогда как Исламское государство и прочие похожие группировки используют права человека, защищаемые либеральными демократическими странами для подготовки терактов в этих самых странах.

Как свидетельствовал перед комитетом вооруженных сил США в февраля 2017 года отставной генерал Дэвид Петреус, "президент Путин… понимает, что если конвенционной агрессией он всего лишь захватит небольшой участок земли у своих границ, настоящий удар следует наносить по политической воле главных демократических сил защищать Евроатлантические институты, такие как НАТО и ЕС".

Для защиты Запада потребуется возрождение политических центристов в американской и прочих западных демократиях. Ультраправые и ультралевые группы иногда умеют хорошо зажечь электорат, но настоящую серьезную работу, которая приносит реальные плоды, делают центристы. В Европе и Америке они должны стать движущей силой конструктивных перемен и показать политическую волю доводить обещания до конца. Сторонники атлантизма должны стать популистами Запада, пропагандирующими западные ценности и отстаивающими их делом.

Читайте текст оригинала на the Atlantic Council

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Поделиться: