Отменять репетиторство абсолютно никто не собирается

Отменять репетиторство абсолютно никто не собирается

Фото: ТСН.ua

Глава Минобразования объясняет, что на самом деле означает вынужденное репетиторство и как с ним бороться.

Не так давно министр образования и науки Украины Лилия Гриневич заявила, что в украинских школах будут бороться с репетиторством, к которому побуждают учителя детей и их родителей. Вопрос получил огласку, поскольку некоторые граждане не так поняли слова министра. Тем более, до ВНО осталось меньше месяца, и тысячи школьников подтягивают свои знания на дополнительных занятиях с репетиторами.

О том, действительно ли Министерство образования и науки собирается инициировать отмену репетиторства и почему украинские дети требуют дополнительных занятий в эфире "Сніданку з 1+1" рассказала глава МОН Лилия Гриневич.

— Все-таки, Министерство образования против репетиторства или нет?

— Мы против вынужденного репетиторства. Вообще этот разговор интенсифицировался, когда Организация экономического сотрудничества и развития представила отчет о факторах несовестности в образовании Украины. Например, таким фактором может быть очередь в дошкольные учреждения, потому что это порождает коррупционные связи. И один из шести представленных факторов — вынужденное репетиторство. Вынужденное репетиторство, это когда ребенок недополучает от учителя достаточной подготовки во время учебного процесса в школе, а потом учитель говорит, что "с вашим ребенком необходимо дополнительно позаниматься за деньги". Разумеется, это не повсеместная ситуация, но она имеет место, и эксперты, которые делали этот отчет, предостерегли против нее. Мы понимаем, что это действительно несовестная ситуация, но отменять репетиторство как явление абсолютно никто не собирается, и это невозможно, потому что репетиторство — это возможность индивидуально работать на нужды ребенка.

— У нас есть информация, что три четверти родителей (опросы общественного объединения "SOS родители" Facebook) считают, что их ребенок нуждается в помощи репетитора. Почему возникает потребность в репетиторстве? Не соответствует школьная программа ВНО?

— Есть несколько факторов. Первый фактор, конечно, это то, как работает учитель в классе, то есть насколько учитель умеет организовать работу с различными группами детей, индивидуализировать задачи, это на самом деле сложно. С новыми технологиями это возможно делать, однако не все их применяют. Второй вопрос — это сам смысл — почему мы учим детей. И конечно, что сейчас он перегружен огромным количеством фактологической информации, а, увы, именно это проверяет ВНО, что фактически когда дети готовятся к ВНО, им нужно правильно систематизировать все эти знания, которые они получили за предыдущие годы. И вот не все учителя умеют сделать эту систематизацию знаний.

— У нас есть комментарий одного из пользователей Сети Facebook: "А вот вы подумали, как учитель должен изложить весь материал, когда в программе каждого года сокращается количество часов, много тем вообще вылетает из программы". Что в таком случае делать?

— Это вечная дилемма. Откуда-то мы забираем часы, куда-то они добавляются. Для профильного обучения надо сделать так, чтобы дети углубленно изучали те предметы, как, например, они готовятся к ВНО. Именно поэтому мы и начали реформу школы. Именно поэтому стоит пересмотреть учебный план, дать возможность старшей школе, детям, учиться дольше, изучать углубленно именно те предметы, которые нужно. Но для сегодняшних детей проблема репетиторства является актуальной. И особенно распространено репетиторство именно во время подготовки к ВНО.

— Мы определили топ-три школьных предметов, по которым родители нанимают репетиторов: это английский язык, математика и немецкий. Почему именно эти предметы: их хуже преподают, или их хуже учат?

— Потому что для иностранного языка требуется больше возможности говорить, поэтому индивидуальная работа дает свой положительный эффект.

Министр образования и науки Лилия Гриневич рассказала о нововведениях в репетиторстве

Министр образования и науки Лилия Гриневич рассказала о нововведениях в репетиторстве

— Имеет ли на это влияние то, что в классах по 35 детей, и с ними невозможно индивидуально работать так, как это бы делал репетитор?

— Конечно, 35 детей — это уже очень большой класс и с ним очень трудно работать. Вместе с тем, уменьшение детей в классах... мы имеем сегодня в малых школах, например, треть десятиклассников, которые обучаются на сельских территориях — обучаются в классах меньше десяти учеников, но это никак не влияет на качество их образования, потому что большое значение имеют подготовка и методы работы самого учителя. Конечно, это комплексная проблема, которую надо будет решать.

— Цитирую ваши слова: "В школах будут преодолевать репетиторство, а именно, когда учителя сознательно не предоставляют на уроках весь материал и подталкивают учеников к дополнительным занятиям. Мы работаем с родительскими организациями, чтобы это вовремя выявлять. Здесь нужно работать над повышением социального статуса учителя". Вот каким образом это будет работать и кто будет выявлять такие проблемы?

— Здесь возможно только сотрудничество с родителями, и понятно, администрация школы должна выполнять свою работу, не допускать таких вещей. Вообще мы должны мотивировать учителя работать нормально на уроке. Конечно, дети имеют индивидуальные особенности, и возможно, ребенку на самом деле нужны индивидуальные задания, но это не может быть тот же учитель, который учит на уроке. И самое главное — это про социальный статус учителя. Учителя нужно мотивировать должной заработной платой. И то, что в этом году мы увеличили зарплату на 50%, продвинули учителя по единой тарифной сетке, это очень важный шаг, но этого недостаточно.

— Может ли Министерство контролировать то, чтобы у ребенка репетитором не был его же учитель?

— Да, нужен контроль, конечно, не со стороны Министерства, потому что мы не можем дотянуться до каждой школы. Но есть администрация школы, есть родители, и мы все же призываем, чтобы не допускали явления вынужденного репетиторства. Что означает вынужденное? Это когда учитель работает на уроке в облегченном режиме, несмотря на особенности детей и не уделяя достаточного внимания, а потом так невзначай говорит родителям: "Знаете, с вашим ребенком надо позаниматься дополнительно". То есть ребенок мог бы избежать этого репетиторства, если бы правильно были организованы все процессы на уроке.

В Минобразования хотят прекратить практику репетиторства

В Минобразования хотят прекратить практику репетиторства

— Как это контролировать, кто это может делать?

— Это могут говорить родители, потому что именно к родителям обращается учитель. Если мы хотим коррупционные связи или связи, которые приводят к манипуляции самим ребенком, обнаруживать, мы должны быть откровенны и честны. Родители не должны этого скрывать и бояться и заявлять об этом.

— А кто должен проверять, что действительно, учитель не добавляет знания на уроках? Ведь учитель может сказать, что он выполняет все требования МОН. И кому об этом говорить?

— С администрацией школы об этом надо говорить, если и там не обращают внимания, то есть другие органы управления образованием. Единственное, что я хотела бы подчеркнуть: каждый ребенок индивидуален, у каждого ребенка могут образоваться пробелы в знаниях, потому что он заболел или имел какие-то другие проблемы, поэтому мы не можем исключать того, что ребенку нужно помочь индивидуально. Вынужденное репетиторство — это тогда, когда тот учитель, который учит ребенка, не обращает внимание на уроке, ребенок, например, в течение урока много раз не был опрошен, не мог задать вопрос, есть признаки, с одной стороны, такого халатного отношения на уроке, а потом вот такого обращения к родителям: "Ваш ребенок нуждается в дополнительных занятиях со мной". Такая ситуация сразу становится очень видимой. Я хотела бы предостеречь сейчас всех, что это не есть ситуация, которой пользуется большинство учителей Украины. Это, скорее, исключение, чем правило. Но даже так мы должны предостеречь, потому что первый, кто от этого страдает, — это ребенок, у которого формируются разнообразные комплексы, что он чего-то не знает. А для родителей это, без сомнения, лишние расходы и нервы.

Министр образования Лилия Гриневич рассказала о "Новой украинской школе"

Министр образования Лилия Гриневич рассказала о "Новой украинской школе"

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Воспитание детей
Следующая публикация