О мифологии "Великой Победы"

Дата публикации
Просмотры
8409
Поделиться:
WhatsApp
Viber
О мифологии "Великой Победы"

Михаил Кухар

Не секрет, что едва ли не главной интеграционной идеологемой современной России в разделе "совместные исторические завоевания" является Миф "Великой Победы" в Великой отечественной войне.

Эта формула, придуманная советскими историками, позволяющая избегать называния истинных дат начала и окончания Второй мировой войны.

Поскольку тогда пришлось бы пуститься в неприятные объяснения того, почему мы сначала вместе с Гитлером напали на Польшу в 1939-м, а День Победы отмечаем 9-го мая, а не 8-го, как наши союзники и, собственно, весь мир!

И читал, и слышал я много высказываний от лидеров мнений з Западной Украине, что, мол, давайте объявим Днем скорби, да и дело с концом. Но мыслить свою страну как завоеванную и порабощенную в результате Второй мировой, типа Югославии какой-то, которой только и остается что скорбить -- мне не как-то никогда хотелось.

Ну все-таки приход советской Армии -- это была не оккупация, согласитесь. Ну не верите -- так спросите у бабушек с Западной Украины. У меня тоже есть бабушка из Западной Украины, которую до 1939-го года маленькой девочкой подвергали телесным наказаниям перед классом за то, что она на переменке говорила на украинском, а не на польском!

И с Бандерой и Шухевичем у меня, киевлянина, тоже все сложно...

Для меня, как и для них, 50 лет спустя украинская государственность является стержневой и самодостаточной ценностью. Но мне все-таки хотелось бы поклоняться героям, которые ни одного дня не носили погоны Вермахта. А стреляли из лесу и по красным, и по коричневым.

По той простой причине, что я признаю результаты Нюрнберга! И в моих глазах все, кто носил эти погоны, несут за это коллективную ответственность! Мне невозможно доказать, что вот эти жгли людей в печах, а вот эти были героями – если они были солдатами одной армии!

Но большинство моих львовских друзей эту искусственную разницу легко выискивают и черту проводят. Чтобы отделить героев от палачей при том, что и одни и другие служили в спецвойсках СС по охране концлагерей!

В поисках истины я привожу другой пример: ветераны МГБ-НКВД. Можем ли мы сегодня отделить палачей, которые морили голодом людей в ГУЛАГе, допрашивали и расстреливали на Лубянке и в Быковне, стреляли в спины нашим дедам в заградотрядах от героев в этих же погонах, которые… ну даже не знаю, что там совершали.

В этот момент у моих львовских друзей случается ступор и они требуют заклеймить их как палачей всех.

В общем, сложные у меня отношения с этой войной. Сейчас мы как бы по-прежнему страна победитель. А не как Испания – где героями и ветеранами войны признаны и фашисты-франкисты и республиканцы.

Но когда я смотрю после этого направо, где висят фотографии ветеранов, мне сквозь них проступает лицо Путина со своим иезуитским законом, запрещающим мне и вам даже просто рассуждать в публичном месте о том, что я описал свыше.

Но мы-то, пока что, живем с вами в свободной стране, хотя многие жалуются. И мы-то можем порассуждать без истерик о Великой Победе Советского Народа.

Кстати, именно когда я поставил эти четыре слова вместе – я ответил себе на свой вопрос.

Ведь никакого народа-то в тоталитарном государстве не существует! Есть только само государство и население, полностью подавленное машиной насилия. Поэтому говорить о НАРОДЕ в 30-е, 40-е -— лишь ложный идеологический штамп.

Не было никакого народа со своей субъектностью, со своими чаяниями и мыслями -- был Сталин со своими решениями и поступками, нравится он вам или нет. А раз народа не было -- то не было и подвига народа. Был подвиг Сталина! Была его Победа! И если хотите ее любить – то любите ее такой.

Потому что еще раз повторяю: не было накакого советского народа! Были те, кто отдали жизнь, как мой дед, ненавидя при этом Сталина, "коммуняк" и "заградотряды", что стреляли своим в спину, как скоту, о чем он в письмах и поведал перед смертью, перед тем как форсировать Днепр.

И если бы он дожил, хотя бы до 80-х, как второй мой дед, что тоже воевал, то он бы не стал петь песни. Я стали бы они тихо пить в этот день. Так что лучше уж пускай будет День скорби.

Раз мы не готовы праздновать вместе со всем миром 8 мая День Победы над фашистской чумой, не готовы снести памятники Шухевичу, носившему погоны Вермахта, не готовы сказать, что в Дивизии СС "Галичина" не палачами были только дезертиры, а остальные охраняли концлагеря, по всей Европе, где жгли людей в печах, не готовы послать Путина с его сталинским 9 мая, что лезет как ухажер на похоронах к плачущей вдове каждый год со своим "давайте вместе", да "это же наш общий праздник", а вдова, размякшая от слез принимает его зажимания за дружеские объятия. Раз мы не готовы честно посмотреть в глаза своей истории, - пусть уже будет День скорби.

Михаил Кухар

Дата публикации
Просмотры
8409
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация