Нерусский Афон

Дата публикации
Поделиться:
WhatsApp
Viber

"Кто живет в пустыни и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани чрез видение того, что может уязвлять сердце его". (Устав отшельнической жизни св.Антония Великого, "Добротолюбие")

Афон - центр православия, где монашеская традиция сохраняется несколько сот лет практически без изменений. С тех самих пор, когда этот греческий полуостров утвердился в качестве монашеского центра православия, здесь не ступала нога женщины. Афон и мужчин-то далеко не всех пускает или допускает к себе. О Святой горе в силу полузакрытости ходит много легенд, домыслов и слухов. Порой сознательно распространяемых. В том числе и о том, что афонские старцы кого-то благославляют, кого-то осуждают, и чаще всего - в соответствии с политикой Кремля. Поэтому принято считать, что здесь "русский дух и Русью пахнет". Далеко не все мифы оказываются на поверку правдой, но примета о том, что на Афоне предварительные планы всегда не срабатывают - оказалась рабочей.

Ворота в монастырь Дохиар / фото: Александр Ткаченко

Мы собирались в дорогу по одному маршруту- вышло немного иначе. На Афоне дорог нет - только грунтовка. А расстояния на полуострове между монастырями приличные даже для внедорожников. И по дороге в один из них мы попали в один из самых древних храмов на Афоне - скит Богородицы. Так решил случай. В образе нашего проводника.

Его сейчас восстанавливает РПЦ в честь 1000-летия русского монашества на Афоне. Нас встречает монах-скито-начальник Евлогий, протягивает руку для поцелуя. Наклоняюсь к руке. Он возмущается: я покажу тебе как руку целовать. Целует мою. Начинает разговор о том, что мы находимся в святом для Руси месте, откуда начиналось монашество. Мы скромно уточняем - монашество Киевской Руси. Он отвечает - не это главное, главное Руси. Заходим в храм. Он продолжает монолог - главное, чтобы вы (то есть украинцы) были вместе с нами - против США и гей-Европы. Мы уже не вступаем в диалог, кроме старшего из нас. Монах, приписанный к русскому Пантелеймонову монастырю, делает замечания по поводу того, как мы ходим по церкви, и показывает, как надо.

Скит Богородицы / фото: Александр Ткаченко

Трое из нашей братии, включая греческого монаха-отшельника, молча уходят с территории монастыря. Мы продолжаем осмотр другого храма. По дороге, узнав, что мы с телевидения, батюшка восклицает: "А, все понятно - так вы же с Тель-Авиденья". Шутит, так сказать. На предложение после этого остаться и почаевничать, отвечаем - в следующий раз. Видимо, все таки почуяв неловкость, он спешит за нами, извиняясь. Уже спустя полчаса молчаливой езды в машине наш гид - выпускник духовной академии в Салониках - выдыхает и говорит: "Простите, что вас сюда привез. Я не ожидал. Видимо он так реагировал, потому что вы украинцы".

Влияние РПЦ на святой горе весьма ощутимое. Из 20 монастырей, нескольких скитов и многих келий, собственно принадлежащих РПЦ - всего-то три-четыре духовных центра. Но к РПЦ благоволят еще в нескольких монастырях, включая один из самых влиятельных - Ватопед. Тем не менее, подавляющее большинство Афона - это греческое монашество, которое относится к амбициям РПЦ весьма прохладно. Византийские духовные традиции, которые проповедают скромность и верность монашескому уставу, явно идут вразрез с показным богатством Пантелеймонова монастыря РПЦ, который на Афоне часто кличут "Хаятом". А стремление представителей РПЦ поучать и служить государству вообще встречают открытую критику со стороны главных хранителей православного наследия.

Настоящий Афон другой. На земле, которая является уделом Богоматери, молятся по 8-10 часов в день 2,5 тысячи монахов - вечером, ночью, утром под звуки византийского песнопения и при свете лампад. Четыре часа монахи проводят в личной молитве и еще столько же - работают. Трапезничают под звуки молитвы два раза по 20 минут. Практически всегда - весьма скромное вегетарианское меню. Ходят монахи и действуют быстро - "не зависают" перед красотами. Но в молитва и диалог - не для спешки. Спят мало, по 5-6 часов. Распорядок четкий, как и иерархия отношений. Но все с уважением и без показных нравоучений. В диалоге - выясняется истина, всегда с радушием и любовью. Паломникам здесь всегда открыты двери, тем более, если заранее предупредить. Но здесь не пытаются во что бы ни стало на них делать деньги или уделять им сколь-нибудь повышенное внимание.

Мы спросили настоятеля Ставроникиты - небольшого монастыря-крепости, расположенного на скалах у моря - о том, когда наступит мир в Украине. Он, как и многие, кого мы встречали, ответил, что победит тот, кто будет "чище". Игумен долго отвечал на этот вопрос, чтобы быть понятым. В его келье было темно, монахи тут далеко не везде пользуются электричеством для бытовых нужд. "Нам так привычнее", - усмехается старец. Он говорил о том, что религию нельзя использовать в политике. Сопровождавший нас монах Хризостом позже сказал прямее: на Западе раньше использовали религию, как теперь, к сожалению, происходит в России.

Монастырь Ставроникиты / фото: Александр Ткаченко

Украинские монахи часто интегрируются в греческих обителях, становятся частью афонской традиции. Если туда попадают русские монахи, они предпочитают держатся особняком.

Хотя вообще-то попасть на полуостров в монашество - непросто. Монахи должны быть уверены, что новый брат действительно принял решение посвятить себя службе Богу, и тем более подходит конкретному монастырю, у каждого из которых свой устав.

Симонопетра особенно выделяется. Не только свои величественным видом - как бы врытым в огромную скалу на высоте 230 метров среденвековым замком 13-го века. Монастырь пережил несколько пожаров, порой запустение, и нынешнее его возрождение началось в 70-80-е годы прошлого века. Сейчас в монастыре более 60 монахов. Ремонтные работы здесь длятся и поныне. Монастырь расширяется и выглядит как новый. Здесь на удивление много электрического света - от местной гидроэлектростанции, созданной немецким монахом. Своя, самая большая на Афоне библиотека. Интернациональный состав: греки, французы, китаец, румын, украинец... Тем не менее, встретить здесь русскоязычного паломника - большая удача. Здесь особенно чтят греческие традиции.

Монастырь Симонопетра / фото: Александр Ткаченко

Основу монастыря составляют монахи, в свое время перебравшиеся на Афон из знаменитых Метеоров - монастырей на скалах, которые расположены неподалеку от Салоник. Поэтому здесь так уважают византийский стиль исполнения молитв. Поэтому - свой смешанный из прихожан и монахов хор. Также свои авторы почитаемых богословских книг, как например, выпускник Сорбонны - отец Макарий. И один из самых уважаемых игуменов Афона - отец Елисей. Здесь не чувствуешь напряжения, как в русских обителях, и даже после 6-часовой всенощной накануне Вербного воскресения здесь по-особенному легко.

Не к месту и не мне говорить про духовные традиции. Но одним выводом хотелось бы поделится: мы слишком мало знаем в Украине и уделяем внимание феномену Афона, самому святому и авторитетному для православия месту. Хотя к нему так неравнодушны наши политики, многие из которых тут бывали не раз. Нам тоже встречался один - в сопровождении переодетых в рясы охранников.

Об украинских правителях здесь говорят мало или вообще не вспоминают. Про визиты на Афон В.Ющенко мы узнали в ските пророка Ильи, ските, который связан с историей Украины. Предстоятель вспомнил кратко: был, много обещал, но ничего не сделал. В Симонопетре про В.Януковича вспомнили итого меньше: был, ходил, молчал. О российских говорят больше - в основном про деньги, инвестируемые в Афон, об их визитах сюда - преимущественно приближённые к РПЦ.

К келье монаха, у которого любит бывать В.Путин и Д.Медведев, проложена бетонная дорога, есть отдельный причал. Русские паломники часто любят ходить по "святым местам" Путина на Афоне - бывать там, где ступала "Его" нога. Информацию об Афоне принято черпать из российских источников, потому что украинских намного меньше.

Российское присутствие на Афоне призвано как бы освятить притязания Москвы на право называться "Третьим Римом", хотя никому из греческих монахов такое и в голову не приходит.

Но отечественные высокопоставленные паломники пока что практически ничего не сделали для установления прямых связей Украины с Афоном. Они чаще ездят сюда за "отпущением грехов" и в поисках благословений. Но никто не попытался хотя бы восстановить одно из нескольких афонских подворий, которые ранее существовали в Украине, вспомнить имена подвижников из Украины, которых судьба связала с Афоном. Да, были отдельные "достижения" - привозили святыни афонские в делегациях вместе с Гиркиным...

Учитывая сложности во взаимоотношениях между канонической УПЦ и другими ветвями православия в Украине, Афон не может напрямую влиять на ситуацию в нашей стране. Но здесь понимают гражданские чувства прихожан Киевского патриархата. Афон - место, открытое для диалога, которое может привнести традицию принятия, а не отторжения в украинские реалии. Необходимо только создать в Украине условия для прямого общения с наследниками настоящего православия.

Мы встретили интересные начинания на Афоне, поддерживаемые на частном уровне. Украинские семинаристы учатся в Салониках и воспитываются в афонских кельях. Когда они вернутся в Украину - это будет новая школа священников. Надеюсь, востребованная уже возрожденной единой канонической православной украинской церковью.

Следующая публикация