Почему Atlasjet Украина на самом деле не лоукост-авиакомпания

Дата публикации
Просмотры
2883
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Почему Atlasjet Украина на самом деле не лоукост-авиакомпания

Многие украинцы рассчитывали, что летать Atlasjet Украина будет дешево - но напрасно. И это не вина авиакомпании.

Сегодня авиакомпания Atlasjet Украина выполняет первый коммерческий рейс Киев-Львов. Стоимость билета в один конец на него по специальному предложению составила 1140,5 гривны. Это вызвало волну возмущения и разочарования у широкой околоавиционной общественности, еще вчера стоявшей на стороне "нового оператора, борющегося с монополизмом МАУ".

Правда, возникает вопрос: насколько в этом разочаровании виновата компания и ее инвесторы? Ведь турецкий Atlasjet вовсе не является лоукост-авиакомпанией – ни у себя дома в Турции, ни в иракском Курдистане (где также действует другая его "дочка"). Atlasjet Global – это классическая сетевая компания, весьма небольшая по турецким меркам. Ее услугами воспользовались 5 млн пассажиров в 2012 году (более свежей информации в открытом доступе нет), то есть в 11 раз меньше, чем зафиксировано у лидера – Turkish Airlines. Авиакомпания занимает в Турции 4-е место – после, соответственно, Turkish Airlines и двух лоукостеров Pegasus Airlines и Sunexperess.

Atlasjet – это авиакомпания с ясной стратегией сетевого перевозчика. Ее концепция подразумевает весьма высококачественное обслуживание, вплоть до бесплатного трансфера пассажиров из аэропортов до города, а также транзитный трансфер пассажиров – чего у лоукостеров не бывает. Но откуда же тогда в украинском обществе возникли такие завышенные ожидания к авиакомпании?

Ответ – на поверхности. В результате глубокого экономического кризиса 2014-2015 годов доходы украинцев упали, особенно ощутимо – в валютном эквиваленте. Сейчас официальная средняя зарплата в Украине составляет около 3300 гривен, в Киеве 6600 гривен, то есть примерно $ 115 и $ 230, в то время как два года назад она составляла $ 335 и $ 620 соответственно.

Но статистика отражает еще не всю серьезность ситуации. Следует напомнить, что в Украине даже в мирном и сытом 2013 году число летающих хотя бы раз в году граждан не превышало 10% от всего населения. Большинство из них составляла верхняя прослойка среднего класса. То есть люди, зачастую сильно закредитованные (в основном, валютной ипотекой), которые благодаря хорошей зарплате и относительно стабильной работе могли себе позволить один-два раза в год слетать на отдых в Европу. По ним экономический кризис ударил больнее всего, если не считать жителей зоны АТО.

В то же время верхняя прослойка среднего класса – наиболее активная социальная группа населения, открыто выражающая свое мнение и бурно обсуждающая его в интернет-пространстве. И вот эти люди с ужасом понимают, что уже не могут позволить себе привычного променада в Милане и загара на Крите. И тогда начинается поиск виновного.

"Кто виноват, что мы не летим на море? – Авиакомпания! Она подняла стоимость билетов в 1,5 раза!" А то, что из-за девальвации ее расходы увеличились в 2-2,5 раза – это не проблемы пассажиров.

"А кто виноват, что авиакомпания подняла цены?" – продолжается охота на ведьм. – "Жадный олигарх! А ну его, и его авиакомпанию!" – гудит возмущенная общественность. Но в том, что у людей не хватает денег купить билеты на рейсы его авиакомпании, в то время как средний тариф в долларовом эквиваленте значительно снизился, виноват не олигарх, а кризис.

Именно эти люди сочинили себе миф про нового лоукост-перевозчика – мессию и открывателя Европы для украинцев. Но этот миф не имеет ничего общего с действительностью. И в этом совсем нет вины авиакомпании, а разве что людей, нанятых ею и разведших бурную пиар-деятельность.

И все-таки стоит заметить, что стоимость билета в 1140,5 гривны – это , то есть почти такая же, как и средний тариф лидера европейских лоукост-перевозок Ryanair – 46 евро. Жаль только, что для подавляющего большинства украинцев эта стоимость за полет Киев – Львов оказывается неподъемной.

Доступными полеты для украинцев станут тогда, когда у них будут достойные доходы. Ведь 46 евро для немца со средней зарплатой свыше 2000 евро – это совсем не то, что для украинца с зарплатой в 0. А Европу для украинцев действительно откроет не пришествие лоукост-перевозчиков, а отмена визового режима с Шенгенской зоной.

Читайте оригинал публикации на Forbes Украина

Похожие темы:

Дата публикации
Просмотры
2883
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Следующая публикация