Убей в себе депутата

Дата публикации
Просмотры
2489
Поделиться:
WhatsApp
Viber
Убей в себе депутата

Когда вы говорите, что все вокруг ужасно порочны, во всем виноваты, больны и не лечатся, Кристина Абрамовская подозревает, что это вы о чем-то своем сейчас говорите.

Давеча я стала случайным свидетелем разговора двух женщин: "…А парень этот и говорит: "Я вернусь и расстреляю всю эту Верховную Раду!" – говорила одна. "А за что?" – меланхолично спросила вторая. "Ну не знаю. Наверное, же есть за что!"

Стремление "убить этих всех депутатов", как метко поет группа "Ансамбль Христа Спасителя", есть не только у неизвестного мне парня. Я часто слышу о том, "что их надо всех порешить", от самых разных людей. Причем началось это сразу же после выборов – когда, казалось бы, новоизбранные депутаты еще не успели себя ничем запятнать (по крайней мере, какая-то часть из них). Складывается такое впечатление, что выборы устраиваются специально для того, чтобы нам было кого ненавидеть и обвинять во всех наших несчастьях.

Корни такого поведения людей кроются в глубине веков. Я читала недавно любопытную книгу – "История человеческих жертвоприношений". В ней не было кровавых подробностей – ее написали археологи; сухим языком ученых описывались традиции разных народов от палеолита до почти наших дней. Приведу один из ярких примеров. Оказывается, в могущественном Хазарском Каганате был царь, а кроме него, был так называемый каган. Никакой реальной властью каган не обладал, его роль была чисто сакральной, но сам царь заползал в его покои на коленях и смиренно беседовал, внимая каждому слову кагана. Еще время от времени каган объезжал с инспекциями весь каганат, и народ должен был встречать его как святого, падая ниц и оказывая всякие почести.

В общем, жизнь кагана была беспечной, до тех пор пока в стране не начинался голод или какие-то прочие несчастья. Тогда кагана торжественно приносили в жертву. Если даже в стране было все "ок", по истечении какого-то срока его все равно убивали – на всякий пожарный случай.

Схожие ритуалы были во всех культурах – в примитивных сообществах убивали вождя, едва он дряхлел. И дело было не в борьбе за власть, а чтобы спасти племя от гнева духов. Та же ситуация была с шаманами – если в племени что-то пошло не так, то шаман приносился в жертву, ибо не смог вовремя умилостивить духов. Он как бы брал на себя грехи всего сообщества и смывал их своей кровью.

Потом, когда продолжительность жизни человека увеличилась, появились первые города и вообще воцарился сплошной научно-технический прогресс, царям-шаманам пришла в голову блестящая идея. По истечении каждого года, под праздник урожая, царем назначался какой-нибудь незначительный или потешный персонаж типа шута, который мог беспрепятственно править целую неделю, наслаждаясь гаремом царя и даже принимая законы. А потом этого калифа на час убивали – вместо царя, принося таким образом очистительную жертву. Впрочем, в истории древнего Шумера был случай, когда настоящий царь умер, объевшись горячей кашей: и тогда шут, случайно оказавшийся на троне, еще долго правил страной, не забывая ежегодно приносить очистительные жертвы вместо себя, уже легитимного царя.  

Прошли тысячелетия, прежде чем психологи смогли объяснить, в чем же тут загвоздка – почему же мы ненавидим депутатов и мечтаем возложить их на алтарь прямо на трибуне Верховной Рады, всех по очереди. Этому явлению ученые дали название – "проекция"; в чем ее суть, комментирует психолог Алевтина Шевченко: "Негативная проекция как защитный механизм нашей психики позволяет нам выносить наружу собственные невыносимые, неприятные чувства, мысли, а возможно, и конкретные намерения. Так нам становится легче, понятнее, безопаснее. Мы ошибочно предполагаем, что наше внутреннее происходит снаружи, что вот просто так все паршиво в этой жизни устроено, а иначе и быть не может. Мы вовсю приписываем собственные мысли и чувства другим. Мы подозреваем депутатов – в воровстве, недобросовестности, саботаже, а они подозревают нас в зависти, продажности, злых умыслах. И каждый зачастую говорит о своих проблемах и страхах".

А уж носителя своих проблем и страхов так хочется убить, чтобы очиститься от собственной скверны! Так что в следующий раз, прежде чем обвинять всю Верховную Раду в корысти, жадности, воровстве и разврате, стоит подумать – а почему именно в этих грехах виноваты депутаты?

Следующая публикация