В ближайшие дни президент Обама должен поставить подпись под документом.
Сенат США в рамках голосования за бюджет Пентагона на 2016 год принял решение о военной помощи Украине. Против этого выступили 27 сенаторов, поддержали 70 человек.
В случае подписи президента США Барака Обамы Украине могут выделить 300 миллионов долларов. Так, Киев может получить деньги на оружие, в том числе, летальное, обучение военных и сбор разведданных.
В частности, 50 млн долл. отдельно зарезервировано на закупку 324 установок Javelin. Кроме того, Украина получает возможность упрощенного доступа к разведданным, собранным в США, а также добро на получение контрартиллерийских систем. Следующие несколько дней будут решающими и для Пентагона, и для Украины.
Посол Украины в США Валерий Чалый в эксклюзивном интервью корреспонденту ТСН Наталке Писне рассказал о важности данного сенатского решения и о том, на что может пойти американская финансовая помощь.
- Как нам удалось добиться такой суммы в американском оборонном бюджете. И есть ли шансы, что президент Барак Обама не наложит вето?
- Я думаю, что это действительно важный шаг для углубления взаимодействия военно-технического сотрудничества США с Украиной. Те 300 миллионов, за которые боролись - важная цифра. Я объясню, почему. Каждые десять миллионов долларов - это 25 дополнительных противотанковых средств, это дополнительные артиллерийские радары. И 100 миллионов наши друзья с нашим взаимодействием завоевали, вы знаете, что изначально было 200 млн долл. (проект закона о бюджете Министерства обороны, принятый Конгрессом предусматривал выделение украинской армии 200 миллионов долларов – Ред.), теперь есть 300 миллионов, это очень хороший результат. Эта работа велась давно и она велась на разных уровнях. Очевидно, нашими друзьями в Конгрессе, в первую очередь, и на уровне президента Украины, премьер-министра, министра иностранных дел обсуждался этот вопрос. И на встречах здесь, в Вашингтоне. Поэтому это работа, которая завершилась сегодня таким важным результатом, хотя ожидаем еще подписи президента Соединенных Штатов.
- Каковы шансы, что он таки подпишет этот закон?
- Мы надеемся на это и будем делать все от нас зависящее, чтобы это произошло.
- Если так случится, что на закон не будет наложено вето, когда именно Украина может получить эти деньги?
- Есть общая сумма в 300 миллионов долларов. Но очень важно, что есть пункты 2 и 3, на эти пункты для Украины выделяется именно 50 миллионов. И впервые отмечается - этого раньше не было - "летальное оружие". То есть, мы говорим о противотанковых системах, гранатометах, оружии, которое может быть применено в случае продолжения Россией наступательной операции в Украине. Выделенные конкретные суммы пойдут именно на это. Когда - это фискальный год, это то, что может быть уже скоро, в ближайшее время использоваться.
- Как мы можем тратить эти деньги? У кого мы должны покупать оружие для защиты? Есть какие-то четкие границы?
- Это предоставляется именно Соединенными Штатами, но определяет именно Украина свои потребности. У нас есть механизм, который уже действует на сегодня, есть еще новые пункты. Я хочу поблагодарить сенатора Портмана, который внес очень важный пункт, что мы можем сейчас обращаться не через сложные процедуры, как мы раньше делали, а сейчас очень просто через лицензирование - получение дронов и других аппаратов, которые дают дополнительную информацию о ситуации. То есть, у нас есть более легкий механизм доступа к такой информации. Иногда такая информация о реальной ситуации через космические снимки, через снимки другими механизмами очень помогает сохранить жизнь. И это еще один очень важный элемент.
Вы знаете, что на днях президент США подписал решение о выделении контрартиллерийских радаров. Это то, что действительно сохраняет жизнь, потому что действительно это радары уже длинного радиуса действия, и в этом акте говорится о дополнительных таких возможностях. По статистике, 85% погибших - это потери из-за использования артиллерийских систем. Поэтому сегодня такие средства сохранят жизнь нашим воинам в случае дальнейших наступательных действий агрессора.
- Выделение нам такого бюджета может быть связано с симметричностью действий правительства США в отношении Украины и Сирии, особенно в пункте предоставления летального оружия?
- Этот закон готовился давно. Двухпартийная поддержка в Конгрессе существует, дискуссия о летальном оружии, я иногда называю это оборонным оборудованием или оборонительным оружием, важна. Такое решение есть.
Понятно, что это рамочный документ, будем честными: есть решение политическое, оно должно быть еще имплементировано. Поэтому позиция президента США является очень важной. После этого решение уже принимается в отработанном режиме министром обороны во взаимодействии с госсекретарем. То есть, действие этих уже принятых политических решений, в случае быстрого подписания, может быть уже в начале следующего года. Решение принимается исполнительной властью, непосредственно президентом, далее - министр обороны, госсекретарь. Но политическое решение сейчас принято, то есть, есть уже определенные рамки, в которых может действовать Администрация. То, что это является шагом вперед - без сомнения. Я откровенно скажу - сейчас дискуссия еще продолжается относительно предоставления Украине оборонительных вооружений. То, что вы называете летальным оружием, это скорее всего, обсуждаются именно противотанковые системы. Действительно такого решения сейчас нет, но в случае невыполнения Россией своей части договоренностей, это открывает возможность применения, в том числе, и этого документа для предоставления Украине таких вооружений.
- Администрация Обамы уже заявила, что президент может наложить вето на этот закон. Если так произойдет, какая поддержка в Конгрессе по преодолению вето (для этого необходимо 2/3 голосов – Ред.)? Какая гарантия того, что этот бюджет не сократят за счет 300 миллионов долларов для Украины?
- У нас есть мощная поддержка в Конгрессе, идет постоянная работа. Я могу сказать, что сейчас находится делегация Конгресса в Украине, встречается с президентом, с премьером. Я завтра встречаюсь с двумя делегациями, которые уезжают в Украину. За последние месяцы мы провели в Киеве встречи с 70-ю конгрессменами, мы здесь работаем постоянно. Я уверен, что такая поддержка будет. Более того, я думаю, что она будет расти. Другое дело, что много решений зависит от Администрации (президента). Я не хочу как посол вмешиваться во внутренние моменты, но я могу только одно сказать, что и в Администрации, и в Пентагоне, растет понимание в условиях прекращения огня, в условиях усиления Украины для противодействия следующим угрозам, понимание, что нужно усиливать взаимодействие. Оно существует.
- В законе говорится о том, что деньги могут быть выделены Украине при решении главы Пентагона и государственного секретаря, можете уточнить этот механизм?
- Это решение принимается министром обороны США при согласовании с государственным секретарем. Фактически, оба влияют на это решение. Я думаю, что в случае подписи президента Соединенных Штатов, дальше процесс будет идти довольно легко.
Разговаривала Наталья Писня