Кому на самом деле нужно раннее развитие ребенка

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Еще лет десять назад о раннем развитии детей говорили все без исключения, и трудно было найти родителей, которые не мечтали бы о том, чтобы до года их чадо научилось плавать, в два – читать, а в три – играть на скрипке или пианино. Сегодня в списке знаний и умений на первый план вышли восточные единоборства и йога, на которые родители тащат сыновей и дочерей буквально с младенчества. Но кому нужно раннее развитие – самим детям или их родителям?

Ребенок или депозит? 

От современных родителей часто можно услышать фразу: "Мы все вкладываем в своего ребенка!", причем они имеют в виду как моральные, так и материальные ресурсы – занятия с педагогами, курсы и тренинги нынче дороги. И, увы, далеко не все взрослые делают это бескорыстно. Разумеется, в большинстве своем они не собираются получать от своего гениального ребенка денежные дивиденды, хотя есть среди "любящих родителей" и те, кто рассчитывает на старости жить за счет гонораров своего чада, но уж погреться в лучах их славы все они буду не против. Такие родители рассматривают своего ребенка как депозит, с процентов которого – пусть даже и нематериального свойства – можно будет успешно жить. 

"Пусть у него будет то, чего не было у меня"

Еще одна причина, по которой родители занимаются ранним развитием своего ребенка, звучит так: "Пусть у него будет то, чего не было у меня". В детстве мама не имела возможности научиться играть на пианино, так пусть дочь станет пианисткой. Родители не знают иностранных языков, так пусть дети поют на них как птицы – хорошо бы на английском, а еще лучше – на более популярном сейчас китайском. Мама всегда мечтала заниматься фигурным катанием, но у нее со спортом не сложилось, и это прекрасный повод чуть ли не с младенчества отдать дочь в соответствующую секцию – говорят, что там тренер хороший. Список можно продолжать бесконечно, но смысл у таких родительских побуждений один: в лепешку расшибусь, а обеспечу своему ребенку то, чего был лишен сам. При этом хочет ли ребенок часами оттачивать технику игры на пианино или постоянно падать на катке, никто у него не спрашивает, а если речь идет о методиках раннего развития, то это и вовсе невозможно. 

"Мой ребенок не хуже других!" 

Темп современной жизни настолько быстрый, что люди не успевают ее контролировать, а потому чувствуют себя беззащитными перед сменяющими друг друга событиями. Казалось бы, только вчера супруги узнали о беременности, а сегодня они уже стали папой и мамой, и при этом совершенно не понимают, что делать с ребенком, который находится у них на руках. Их собственные родители и уж тем более бабушки и дедушки, темп жизни которых был не в пример более медленным и умеренным, успевали подготовиться к новым жизненным обстоятельствам, а их дети и внуки – нет. Неудивительно, что уровень тревожности новоиспеченных отца и матери просто зашкаливает, они в ужасе думают о том, что им делать – как воспитывать свое чадо? А тут все вокруг говорят о методиках раннего развития, знакомые и незнакомые родители считают, что по ним непременно нужно развивать своих детей. "А мой ребенок что, хуже других?!" – думает молодая мать и чуть ли не насильно тащит свое чадо в кружки и секции. 

Нет советскому детству

В наше время поддается остракизму все, что связано с детством советской поры – воспитание, образование и внеклассная работа того времени считаются едва ли не худшими в истории человечества. Надо сказать, что в методиках развития детей того периода было много хорошего, но их противники обращают внимание на самое слабое и уязвимое место – усредненный подход к воспитанию и образованию, благодаря которому каждое вырастающее поколение должно было превратиться в серую массу, где люди практически не отличаются друг от друга. Опасаясь такого подхода и стремясь вырастить личность яркую и неординарную, родители готовы на все, а методики раннего развития дают – как им кажется – возможность достичь их благой цели. 

Что наша жизнь? Игра!

В пользу раннего развития ребенка говорить и тот факт, что почти все они основаны на игровых методиках, а что, по мнению родителей, может быть безобиднее, чем игра: дети и так целый день играют, а так они будут делать это с пользой для себя. Но игра игре рознь: та, что применяется в методиках раннего развития, больше похожа на дрессировку, при которой ребенка заставляют учиться тому, что ему совершенно неинтересно. В результате вы получите не ребенка-гения, в котором раннее развитие пробудило все отпущенные ему природой таланты, а маленькую обезьянку, выполняющую трюки по команде. Вряд ли кто-то из родителей рассчитывает на такой эффект. 

За помощь в раскрытии темы благодарим психолога Марину Елисееву. 

Александра Волошина

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции