Служба неоднозначно воспринимается в расследовании дел, которые связаны с бизнесом.
На 25-летие создания Службы безопасности Украины (СБУ), которое отмечали в марте, президент Украины Петр Порошенко пообещал коренным образом реформировать это ведомство.
В выступлении во время торжеств в центре спецопераций в Киевской области он тогда заверил, что уже вскоре отдельные функции СБУ будут переданы другим правоохранительным органам: Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ), Государственному бюро расследований (ГБР) и Национальной полиции.
Зато СБУ останется главным контрразведывательным ведомством страны, подчеркнул президент.
По его словам, в ближайшее время Совет национальной безопасности и обороны рассмотрит концепцию реформирования службы, составленную в соответствии со стандартами НАТО. С тех пор эта тема исчезла из поля зрения общественного внимания, но в ЕС о ней не забыли.
На этой неделе глава представительства Евросоюза в Украине Хюг Мингарелли решил напомнить украинским властям об обещанном. "СБУ в значительной степени нереформирована. Важно как можно быстрее обеспечить то, чтобы СБУ сосредотачивалась на контрразведке и противодействии терроризму, а также прекратить ту деятельность, которая поручена (другим) правоохранительным органам", - заявил Мингарелли, добавив, что одним из видов такой деятельности является борьба с коррупцией.
Служба "на все руки"
С тем, что СБУ необходимо избавить от несвойственных ей функций, согласны даже некоторые бывшие сотрудники службы. Так экс-заместитель председателя СБУ, а ныне член экспертного совета киевского Центра исследований армии, конверсии и разоружения Александр Скипальский вспоминает в этом контексте борьбу с контрабандой и организованной преступностью.
По его словам, такие преступления должны интересовать спецслужбу только учитывая то, что они составляют питательную среду для агентурной работы иностранных разведок. "Но борьба с этими преступлениями не должно быть ответственностью СБУ", - отмечает эксперт.
Такого мнения придерживается и главный эксперт группы "Антикоррупционная реформа" Реанимационного пакета реформ Александр Леменов. По его словам, Служба безопасности не может заниматься коррупционными преступлениями из-за того, что большинство из них просто не входит в сферу ответственности СБУ, а ее сотрудники не имеют достаточно компетенции для профессионального расследования, особенно в случае, когда речь идет о правонарушениях в финансовой сфере. "И несмотря на это они регистрируют производства по преступлениям, которые не могут быть для них подследственными", - рассказывает Леменов. Такая "самодеятельность" имеет свои последствия.
По словам исполнительного директора киевского Центра экономической стратегии Глеба Вышлинского, СБУ иногда выступает как инструмент давления в споре крупных бизнес-групп или самостоятельно занимается разновидностью "государственного рэкета", случаи которого в последнее время часто можно услышать в IT-сфере.
Так, глава наблюдательного совета Украинской ассоциации венчурного и частного капитала UVCA Андрей Колодюк говорит об около 50 случаях неправомерных обысков в IT-компаниях за последний год.
Годовой отчет Совета бизнес-омбудсмена за 2016 год показывает, что количество жалоб на СБУ в сравнении с предыдущим годом выросла почти втрое - с семи до 20 жалоб.
Это наибольшие темпы по сравнению со всеми другими государственными институтами. В то же время сотрудники СБУ стали фигурантами ряда громких журналистских расследований, которые показывают их дорогие особняки и автомобили.
Председатель правления Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин уверяет - уровень жизни руководящего состава Службы безопасности не соответствует формальным доходам. Он требует обнародования до сих пор засекреченных деклараций этих должностных лиц.
Скипальский называет нынешнее состояние СБУ не иначе как "запущенным" с точки зрения морали.
Забытая реформа
Слова Мингарелли - это не первое напоминание западных партнеров Киева о необходимости ускорить реформу Службы безопасности. Так, в феврале директор Офиса связи НАТО в Украине Александр Винников выразил ожидания, что Порошенко утвердит концепцию реформирования СБУ, которая была завершена еще в июле прошлого года.
Для ее разработки в январе того же года была создана международная консультативная группа, в которую, согласно информации на сайте Службы безопасности, вошли представители Консультативной миссии ЕС по реформированию сектора гражданской безопасности, иностранные советники при Офисе связи НАТО в Украине, сотрудники Центра информации и документации НАТО в Украине, других международных организаций, а также ведущие иностранные и отечественные эксперты в этой сфере. Среди основных черт этой концепции, как того и ожидали эксперты, является изменение подследственности ряда преступлений, которые отойдут к компетенции НАБУ, ГБР и Национальной полиции. Также говорится об усилении контрразведывательной деятельности и развитии агентурной сети и создания механизма контроля за СБУ со стороны общественности и парламента.
Но, по мнению опрошенных DW экспертов, ключевую роль будет играть именно первый аспект.
"Если забрать у Службы безопасности нерелевантные функции, это позволит сконцентрировать силы на действительно важных вопросах контрразведывательной и антитеррористической деятельности, а также уменьшит вероятность использования ведомства как инструмента политического давления", - объясняет Леменов. И несмотря на то, что документ был создан почти год назад, он до сих пор находится на утверждении СНБОУ и не получил одобрительной визы президента.
Скипальский объясняет это желанием ответственных за реформу лиц держать все процессы под личным контролем. По словам эксперта, этим "грешит" как глава СНБО Александр Турчинов, так и президент и его подчиненные.
Впрочем, Скипальский возлагает надежды на то, что давление западных партеров все же поможет сдвинуть реформу с места. "Осознание властями того факта, что Украину могут обвинить в невыполнении обязательств перед ЕС и другими международными структурами - является одной из предпосылок изменений в СБУ", - уверен он.